Главная                Тофалария                Тофы о Родине                Про связь                Фотоцентр                Контакт                           Гостевая книга
  Культура  
 
  
Родовое
  устройство
 
  
Легенды
           сказания
           песни
           поэзия
           пословицы
           загадки
МИФЫ. ЛЕГЕНДЫ. СКАЗКИ.
 
 
1.
Семь кровей/1
Давно, очень давно, в стародавние времена жили на земле семь девушек. Жили они себе жили, и никакого прибавления у них не было. Посмотрели они через несколько лет, а их всё так же семеро. Тогда, сказывают люди, попросили они помощи у бурхана. И вот однажды пришел бурхан:
- Ну, как вы тут нынче живете?
- А так и живём. И не нашли ничего, и не разбогатели/2. По-прежнему так и живём всемером, - сказали они.
Эти семь девушек были людьми семи родов. Тогда бурхан сказал:
- Ну, я сделаю по-другому! Куда вы теперь отправитесь?
Мы вознесёмся на небо, - ответили девушки.
Отправляйтесь и станьте звёздами! Станьте семью звёздами! - сказал бурхан.
После этого те семь девушек превратились в звёзды.   Люди теперь называют те звёзды "Семь кровей". Когда тот народ здесь жил, как рассказывают, ничего хорошего не видел. Потом об этом прознал бурхан. Вместо тех девушек он поселил других людей. Поселил женщин и мужчин, создав их с сыновьями и дочерьми. Рассказывают, что люди после того думают так: "Самыми первыми людьми, которые были сотворены на земле, были те Семь-кровей".
 
СЕМЬ КРОВЕЙ.  Записал В.И. Рассадин в 1974 г. от Н.С. Баканаева в с. Алыгджер. Перевод В.И.Рассадина.
1/Семь   кровей      -   тофаларское название созвездия Большой Медведицы.
2/И   не   нашли   ничего   и   не   разбогатели     -   иносказательное выражение, означающее здесь, что эти девушки никого не родили, т. е. численно они не увеличились.
 
 
2.
Три маралухи/1
Давным-давно человек жил и кормился охотой. В то далекое время человек был очень быстрым. Почему он был быстрым? В то время у него были колени, как у зверей. Две ноги человека были похожими на две задние ноги четвероногого существа. Поэтому человек был быстрым. Человек был тогда со звериными ногами. Когда он гнался, ни один зверь не мог от него убежать. Любого зверя он догонял на бегу, убивал и съедал. Человек не упускал ничего, что годилось в пищу. Чересчур много он извел пищи - зверей. Бурхан это увидел. Поймав человека, он отрезал его звериные колени. Сделал его ноги подобными двум передним ногам четвероногих. Человек теперь никого не мог догнать.
После этого человек придумал вот что. Он вырастил собаку для охоты. С собакой стал охотиться по насту. Сам он не мог далеко ходить. Тогда вырастил лошадь. На быстром коне, с добрыми собаками он опять не пропускал ничего живого. Бурхан увидел это. Однажды человек пустил двух собак за тремя маралухами. Бурхан это тоже увидел. Трех маралух и двух собак он вознёс на небо. После этого три маралухи и две собаки оказались на небесном дне/2.
Тот человек не мог найти своих собак. Когда он, сев на своего коня, ездил и искал собак, его собаки, вознесясь, облаивали на небе трёх маралух. Тот человек, сев на своего коня, тоже вознёсся. Когда он потом осмотрелся, две собаки облаивали трёх маралух. Привязав своего коня, он пошёл и выстрелил  в среднюю маралуху. Пуля попала, пробила зверя и улетела. Между тем бурхан всё это увидел. Он забрал того человека вместе с его конём, ружьём и выстреленной пулей. После этого три маралухи, две собаки, один конь, один человек, одна пуля превратились в звёзды и остались на небе. Так рассказывают тофы в своих преданьях.
 
ТРИ   МАРАЛУХИ. Записал В.И.Рассадин. в 1974 г. от Н.С. Баканаева в с. Алыгджер. Перевод В.И.Рассадина.
1/Три   маралухи     -   тофаларское название созвездия Ориона.
2/ .... на небесном дне...  - по традиционным понятиям тофов, как и других народов Центральной Азии и Южной Сибири, небесный свод представляет собой сферу, опрокинутую над землей наподобие чаши.
 
 
3.
Лунный человек
Давным-давно, в сказочное. время в одном чуме жила семья из пяти человек. Один мальчик остался без отца и матери. Глава той семьи, взял мальчика к себе. Стал мальчик жить в его чуме. Однажды вечером жена отправила мальчика за водой. Взяв берестяное ведерко и котелок, он пошёл за водой. На льду стояла чил-бага*. Когда он посмотрел, то это оказалась не чил-бага, а небесная луна. Чил-бага, находившаяся на луне, забрала мальчика на луну. Вознесла. С тех пор на луне появилось изображение человека. В одной руке он держит берестяное ведёрко, в другой - котелок. С тех пор люди, рассказывая сказку, называют того мальчика "лунным человеком".
 
ЛУННЫЙ ЧЕЛОВЕК.  Записал В.И.Рассадин   в 1965 г. от Н.С. Баканаева в с. Алыгджер. Перевод В.И.Рассадина.
чил-бага* - /чел - бага/     -   ведьма, оборотень
 
 
4.
Три богатыря
Давным-давно, в старину жили три брата. Те братья   были самыми сильными людьми на земле. Они всё ломали и ели.   Когда они наступали на землю, она трескалась.
Однажды, когда шёл самый сильный из братьев, ехал человек. Тот человек был на лошади, это был бурхан. Встретившись, они стали вместе устраивать стоянку. Богатырь сказал бурхану:
- Сломай ту лиственницу и принеси на стоянку! Выбери самую большую!
Бурхан не смог сломать даже с помощью своего коня. Тогда тот богатырь взял ту лиственницу, сломал и принёс на стоянку. Увидев это, бурхан подумал: "Такой сильный человек не должен жить на земле. Всё портит, ломает". Тот же богатырь не знал, что встретился с бурханом.
После этого бурхан решил убить тех братьев.
В одном месте у богатырей было место для игры. Бурхан нашёл то место и поставил там очень красивый, ладный ящик.
Однажды, когда те братья пришли в то место поиграть, там оказался очень ладный большой ящик. Самый большой богатырь лег в тот ящик. Когда он улегся, ящик вдруг закрылся. Когда другие два брата захотели открыть, ящик не открывался. Не сумев открыть, те два брата поговорили и ушли.
Прийдя назавтра, посмотрели - тот ящик превратился в камень. Тогда те братья разошлись. Один из них ушёл на море рыбачить. Когда он подошёл к берегу, вода притянула его к себе. После этого он стал духом-хозяином воды/1.
Третий из них пошёл ночью за водой. Когда он шёл с котелком в одной руке, луна стала его притягивать/2. Когда луна тянула его на небо, тот человек другой рукой стал хвататься за кусты. Он не смог долго продержаться, ухватившись за куст. Луна утянула того человека на небо вместе с кустом.
С тех пор на луне виден тот человек с котелком в одной руке и с кустом в другой. В нашей же земле после этого не стало сильных людей. Один из них превратился в камень. Второй стал духом-хозяином воды. А третий виднеется на луне.
 
ТРИ БОГАТЫРЯ.  Записал В.И.Рассадин   в 1965 г. от Н.С. Баканаева в с. Алыгджер. Перевод В.И.Рассадина.
1/ ...стал   духом-хозяином   воды    -   по поверьям тофов в реках и озёрах обитает особый дух - хозяин всех вод, который представляется в образе большого налима, вследствие чего, кстати, тофы не ловят и не едят налима.
2/...луна   стала   его   притягивать -   по поверьям тофов на луне обитает ведьма-оборотень чел-бага, которая затягивает к себе на луну приглянувшегося ей человека.
 
 
5.
Почему луна затмевается?
Давным-давно в древности, когда сотворялась земля,    Бурхан ходил и творил землю. Сам бурхан был в белой шубе. Аза-хан* был в чёрной шубе. Аза-хан попросил у бурхана земли. Бурхан же   не давал. Маленькую землю, с кончик посоха, бурхан дал. Из земли, проткнутой посохом, вылезла змея. Бурхан рассердился на   аза-хана. Бурхан погнался за азой, собираясь убить его. Но   аза, убегая, вошёл в море и превратился в рыбьих мальков.   Бурхан, став тайменем, принялся есть мальков. Когда остался один   малёк, бурхан стал гоняться за ним.
Когда бурхан погнался, аза, убегая, превратился в зёрна и рассыпался. Бурхан стал курицей и съел эти зёрна.   Но одно зёрнышко поднялось на небо и превратилось в чел-багу*. Бурхан, поднявшись на небо, рассек колокольчиком горло чел-баги. Чел-бата спряталась на солнце. Луна сказала бурхану: "Чел-бага пошла и спряталась на солнце". Луна затмилась и стала ябедничать бурхану на чел-багу, говоря: "Вон там чел-бага стоит". Чел-бага сбросила бурхана /на землю/. Сбросив, вернулась.
Чел-бага сбросила бурхана, чтобы он не догнал её. Сейчас чел-бага живёт на луне. Иногда из-за неё луна затмевается.
 
ПОЧЕМУ ЛУНА ЗАТМЕВАЕТСЯ?  Записал Н.Ф.Катанов в 1890 г. от Спиридона Николаевича Кусаева, 54 лет, род чептэй /текст № 187/. Перезаписал В.И.Рассадин в 1965 г. от С.Н. Тулаева в с. Нерха. Уточнённый перевод В.И.Рассадина.
А з а - х а н*     -   хан чертей, самый главный чёрт
 
 
6.
Бурхан и аза
Однажды шли вдвоём бурхан и аза. Аза говорит:
- Отдай мне всю землю!
- Не отдам! - ответил бурхан.
- Дай половину!
Не дам!
Дай хоть четверть! - просит аза.
Не дам!
- Дай хоть восьмую часть!
- Не дам!
Тогда аза говорит бурхану:
- Дай хоть столько земли, сколько занимает мой воткнутый посох!
Бурхан дал ему земли размером с кончик посоха. Тогда аза стал ковырять посохом землю, и оттуда вылезли змея и лягушка. Бурхан почувствовал отвращение и поднялся на верхнее небо. Когда вылезли змея и лягушка, бурхан и аза вдвоём стали гоняться друг за другом. Бурхан убежал от азы. Бурхан спрятался, зайдя за солнце. Аза пошёл и спросил у луны /про бурхана/.Луна ответила:
- Я не видела.
Тогда аза, превратившись в чел-багу, взял луну себе за щеку, Бурхан перебил азе горло колокольчиком. Когда бурхан перебил ему горло, оттуда вышла луна.
Смысл этой сказки: "Когда происходит затмение луны,   из перебитого бурханом горла чел-баги появляется луна". Во время затмения луны наши тофалары стреляют в небо, помогая луне, стреляют по чел-баге.
 
БУРХАН И АЗА.  Записал Н.Ф.Катанов в 1890 г. от Михаила Матвеевича Конгоякова, 35 лет, род чогду /текст № 196/. Перезаписал В.И. Рассадин в 1965 г. от С.Н.Тулаева в с. Нерха. Уточнённый перевод В.И.Рассадина.
 
 
7.
Как сотворилась земля
В самом начале не было ничего. Летала только первая утка. Сев, она снесла яйцо. Её яйцо лопнуло. Жидкость из ее яйца, вытекши, превратилась в озеро. Скорлупа его превратилась в землю. Так сотворилась земля.
 
КАК СОТВОРИЛАСЬ ЗЕМЛЯ.  3аписал В.И.Рассадин в 1988 г. от М.И. Холямоева в с. Верхняя Гутара. Перевод В.И.Рассадина.
 
 
8.
Как был сотворен человек
В самом начале человека не было. По всей земле были море и лёд. Когда земля начала оттаивать и высыхать, бурхан сделал из травы человека. Он всё сделал, только на глаза не хватило. В то время была собака, без шерсти, голая. Оставив собаку сторожить, бурхан пошёл искать глаза. Когда собака сидела и сторожила, пришёл аза:
Почему ты сидишь?
Этого человека сторожу, - ответила собака.
Аза три раза плюнул на собаку. После этого собака покрылась шерстью. Плюнув на человека, аза ушёл. Когда вернулся бурхан, собака сидела, покрытая шерстью. Человек сидел сопливый, весь в слюне. Бурхан приделал человеку глаза, но не смог полностью вытереть ему слюну и сопли и перевернул. Тогда человек вскочил и пошёл. Так был сотворен человек.
 
КАК БЫЛ СОТВОРЕН ЧЕЛОВЕК.  Записал В.И.Рассадин в 1965 г. от В.Н. Киштеева в с. Алыгджер. Перевод В.И.Рассадина.
 
 
9.
Почему у медведя почки от разных зверей?
Когда бурхан создал зверей, оказалось, что у медведя нет почек. Медведь не сразу понял это. Все как у всех, только мочиться не может. Узнав это, медведь стал горько плакать. Собрались тогда все лесные звери и спрашивают у него:
Почему ты плачешь, ирей*?
Как же мне не плакать, - отвечает тот, - у меня, оказывается, нет двух почек, поэтому я не могу мочиться, - сказал и заплакал пуще прежнего.
Долго совещались звери, как помочь медведю, и решили, что каждый зверь должен дать ему частичку своих почек.
Со всех лесных зверей собрали крупинки почек и дали медведю. С тех пор и у него появились собственные две почки, и он тоже стал мочиться.
И верно. Когда добудешь медведя и сваришь его почки, то в них видишь много разных отдельных кусочков. Это и есть кусочки от почек всех лесных зверей. Так звери сообща исправили ошибку бурхана.
 
ПОЧЕМУ У МЕДВЕДЯ ПОЧКИ ОТ РАЗШХ ЗВЕРЕЙ? Записал В.И. Рассадин в 1969 г. от Н.С. Баканаева в с. Алыгджер. Перевод В.И.Рассадина.
ире, ирей*     -   медведь /букв. дедушка/
 
 
10.
Кедровая шишка
Давным-давно, в сказочное время сердцевина дерева была из жира. Люди питались этим жиром. Жила в то время одна сварливая женщина. Однажды, пойдя за дровами, женщина сказала:
- Почему это в дереве бывает жир? Вся одежда моя стала жирной!
Тогда бурхан, услыхав это, сказал так:
- Отныне жиром питаться будет только трудолюбивый человек, ленивый человек жир есть не будет!
После этого жира в деревьях не стало. На кедре стали расти шишки, а жир появился из шишек,
 
КЕДРОВАЯ ШИШКА.  Записал В.И.Рассадин в 1965 г. от С.Н. Тулаева в с. Нерха. Перевод В.И. Рассадина.
 
 
11.
Чёртов кустарник
Однажды, в сказочное время, обратились все лесные звери к Бурхану с жалобой на человека. Суть жалобы была в том, что человек своим луком и стрелами убивает всех зверей подряд, никого не щадя. Скоро придет время, когда зверей совсем не останется. От стрел человека зверям спрятаться негде: даже в лесу везде открыто. Нет ни багульника, ни таволги, ни каких-либо других кустарников. Всё видно.
Когда звери пришли с жалобой, многие из них были ранены, некоторые тяжело, и из их тел торчали наконечники стрел.
Бурхан выслушал зверей, немного подумал и сказал:
- Я уже сотворил землю, вас всех и всё, что есть на земле.
Теперь я не могу ничего ни прибавить, ни убавить. Могу только вылечить всех вас. А со своей просьбой сделать вам укрытие от человека и его стрел лучше идите к Аза-хану. Он мастер налаживать разные тайники и устраивать козни человеку. А теперь все здоровые из вас пусть идут и ищут Аза-хана, а все раненые пусть идут сюда ко мне, я всех вас буду лечить.
Узнав решение Бурхана, все раненые звери пошли к нему лечиться, а все здоровые отправились искать Аза-хана. Но его долго искать не пришлось - он тут как тут. Рассказали звери ему о своей обиде на человека и о решении Бурхана. Обрадовался Аза-хан, что есть возможность ещё раз досадить человеку, и сказал зверям так:
- Вот вам семена ольхи и вот вам семена багульника. Я положу их на ваши спины, а вы бегайте по горам, по лесам и рассыпайте их. Только семена ольхи сейте на северных склонах гор, а можно и по берегам рек, так как она любит тень и влагу. Семена же багульника - по южным склонам, особенно по крутякам. Из этих
семян вырастут густые-прегустые заросли кустарников, в которых
вы сможете хорошо прятаться. Человеку будет невозможно пролезть
сквозь них, а тем более убить вас там стрелами.
Выслушали звери Аза-хана, поблагодарили и разбежались в разные стороны, неся на своих спинах семена ольхи и багульника. Рассеяли они их везде, где пробегали, и выросли по горам густые-прегустые заросли кустарников ольхи и багульника. Северные склоны гор покрылись ольхой, а южные - багульником. Все крутые склоны заросли багульником и стали вовсе непроходимыми.
Теперь, когда охотники тофы выходили охотиться, зверям было, где спрятаться. Особенно полюбил заросли ольховника соболь. Здесь он в основном и сейчас обитает. Охотники же прокляли ольховые заросли и стали называть их "чертовы кусты".
 
ЧЁРТОВ КУСТАРНИК.  Записал А.Н. Киштеев в 1977 г. от своей матери М.Н. Баканаевой в с. Алыгджер. Уточнил запись и перевел В.И.Рассадин.
 
 
12.
Три брата
Давным-давно в одной степи жили три брата. Те братья жили, имея из скота овец и коз. Старший брат был по имени Яичная-Голова. Средний брат - Травяная-Нога. Самый младший брат - Волосяное-Горло.
Однажды утром Волосяное-Горло сидит и варит мясо.  Пока братья не видели, он захотел съесть сварившееся мясо. Когда он попытался проглотить большой кусок мяса, его горло разорвалось.
Увидев это, Травяная-Нога воскликнул:
- О-о-о! Как же это он умер подавившись? Какой же плохой он человек - ворует и ест!
Когда он, сказав так, ударил руками по своим ногам, они все рассыпались. Средний брат тут же умер. Самый старший брат, увидев это, сказал:
- Как же это вы умерли?! Что же вы сделали?!
Он процарапал свою голову до середины своих пальцев. Пальцы вошли ему в мозг, и он тут же упал и умер.
Рассказывают, что вот так те три брата умерли. Люди говорят, что тогда половина их овец одичала и убежала. Козы тоже разбежались в разные стороны. Убежав и одичав, они стали дикими горными козлами. Говорят, с тех пор появились дикие бараны и козы с козлами. Половина же скота осталась в степи как домашние овцы и козы. Так рассказывают в сказках старые люди.
 
ТРИ БРАТА.  Записал В.И.Рассадин в 1974 г. от Н.С. Баканаева в с. Алыгджер. Перевод В.И.Рассадина.
 
 
13.
Хозяин вод
Был в давнее время хозяин вод. Один человек налаживал сеть.
- Зачем ты налаживаешь сеть?
Налаживаю, чтобы выловить хозяина воды/1 и съесть! Хозяин вод пожалел свою рыбу и сказал:
- Я не дам! Я попробую бороться!
После этого человек и хозяин вод боролись. Когда боролись, человек победил хозяина вод: у того оказалось мало силы. Хозяин вод говорит:
- Назавтра я опять буду бороться.
- Ты не смог со мной, назавтра будешь бороться с моим младшим братом, - ответил человек.
Придя назавтра, человек поручил бороться своему младшему брату, который там на горе пасся на траве, его младшим братом был дедушка/2 , медведь. Хозяин вод подкрался, чтобы бороться. Дедушка в это время кормился травой. Подкравшись, хозяин вод набросился на него с криком: "Хуг! Хат!" Когда боролись, медведь его победил. Хозяин вод убежал.
Назавтра хозяин вод забросил свой кнут на облако. Человек, увидев это, сказал:
- А я заброшу таловый прут.
Он бросил таловый прут позади себя. Хозяин вод этого не заметил. Тогда хозяин вод сказал:
- Теперь я не смогу бороться: вы, люди, сильны! Не смогу я! Вы, жители гор, живите на своих горах! Я же буду жить в своей воде! Ловите и ешьте свою рыбу! Я не буду вам показываться, выходить из воды!
 
ХОЗЯИН ВОД. Записал Н.Ф.Катанов в 1890 г. от Николая Ивановича Ходогонова, 80 лет, род хаш /текст № 91/. Перезаписал В.И.Рассадин в 1968 г. от А..А.. Саганова в с. Верхняя Гутара. Уточнённый перевод В.И. Рассадина.
1/... чтобы   выловить   хозяина   воды   -   как указывалось выше, духа хозяина воды тофы представляют в образе большого налима, которого в сказке пытаются поймать сетью, словно обычную рыбу.
2/... его   младшим   братом   был   дедушка,    м е д в е д ь…  - тофы называют медведя дедушкой согласно закону табу /запрета/ слов, называющих особо жизненно важных животных. Под влиянием этого закона в тофаларском языке появилось множество описательных названий для хищных и пушных животных. Подробнее о явлении табу в тофаларском языке см.: Рассадин В.И. Фонетика и лексика тофаларского языка. - Улан-Удэ, 1971. - С. 140-145.
 
 
14.
Парень сирота и черти
Был парень сирота. Народ перестал обращать на него внимание. Тот парень улёгся возле дорожной развилки. Когда он так лежал, пришли два чёрта и захотели съесть его. Но не съели, а взяли парня в товарищи и сделали его своим вожаком. И вот теперь вместе с парнем стало их трое чертей.
Те три черта напустили болезнь на дочь одного богатого человека. Они засунули в маленький кожаный мешочек душу той девушки. Парень сирота захотел схватить и посмотреть тот мешочек. Схватил, а сам побежал с мешочком по колючему кустарнику. Черти же, будучи голыми, испугались колючих кустов. Парень сирота потерялся, и черти не смогли его найти.
Когда тот парень сирота пришел в стойбище, дочь богача лежала больная. Богач говорит тому парню:
- Попробуй вылечить больного человека!
- Если люди во мне нуждаются, то могу вылечить, а могу и не вылечись, - ответил сирота.
Богач сказал:
- Если бы ты вылечил, я бы отдал эту девушку тебе в жены!
Тогда парень развязал мешочек. Развязав, опорожнил его возле девушки. Она тут же выздоровела. Парень сирота взял ее себе в жены. Черти же ушли из этих краев и больше не показывались.
 
ПАРЕНЬ СИРОТА И ЧЕРТИ.  Записал Н.Ф. Катанов в 1890 г. от Николая Игнатьевича Шырыпанова, 78 лет, род чогду /текст # 128/. Перезаписал В.И. Рассадин в 1968 г. от А.А. Саганова в с. Верхняя Гутара. Уточнённый перевод В.И.Рассадина.
 
 
::Другие материалы по теме::
        Наше Предложение по заброске в Тофаларию:
 -
авто и авиа доставка на территорию Тофаларии;
 - наём коней, контракт с проводником;
 - аренда средств спутнико- вой связи.
 
 
 
 
 
    Средства выживания.
                          
   Telit SAT-550.
                     Радиотелефоны.
                          Радиостанции.
 
                  
Рюкзаки и палатки.
 
                                                                                                              Спутниковые телефоны *  Радиотелефоны * Радиостанции
   © 2005 г.                                                                                Главная *  Тофалария *  Тофы о Родине  Про связь  * Фотоцентр *  Контакт
Tofalaria.Ru * Жизнь полна приключений                                                                                                                                                                                             
                      При копировании и использовании материалов с данной страницы просьба указывать источник получения информации, вэб-сайт http://www.tofalaria.ru