Главная                Тофалария                Тофы о Родине                Про связь                Фотоцентр                Контакт                           Гостевая книга
 
XI
Культ и олени.
 
Среди оленей попадаются посвященные Даг-Езi - хозяину гор. Посвящение совершается по указанию шамана в случае, если нет удачи на охоте, семейных несчастий, падежа оленей, болезней, а иногда на всякий случай, чтобы снискать себе расположение Даг-Езi, от которого зависит все благополучие карагаса, т. к. он находится во владениях горного хозяина, властителя тайги.
 
Шаман, придя к пригласившему его карагасу, узнает посредством ворожбы, что требует Даг-Езi - оленя или коня. Если оленя, то какой масти и с какими приметами. Если у хозяина не оказывается соответствующего оленя, то приходится искать у других карагас. Шаман указывает всегда на' быка или на матуху; на жеребца никогда не указывает. Совершая обряд, шаман вешает оленю на шею шнурок, к которому привязаны разноцветные ленточки из дабы - джалама. Стадо, в котором имеются посвященные олени, находится под особой охраной Даг-Езi. Такому оленю спиливать рога нельзя. Зимой посвященных оленей сразу можно отличить по ветвистыми рогам. Посвященную оленуху можно доить (доят женщины), но ездить на посвященном быке нельзя не только мужчинам, но даже маленьким детям. На посвященного оленя можно класть только вьюк с «чистыми» вещами - все принадлежности культа (изображения духов, джалама, шаманский бубен и все облачение шамана и т. д.), порох, дробь, свинец, муку, неношенное платье, материи и т. п., но обувь, ношеную одежду, шубы, котлы, спальные войлоки - все это нельзя класть. Для посвященного оленя делают особое вьючное седло - ангарчак (ангарчак с другого оленя нельзя на него класть). Под ангарчак кладут чистый войлок, на котором ни спать ни сидеть нельзя и покрывают специально сшитым чепраком.
 
Рисунок ученика карагасской школы Ник. Боканаева. Изображает шамана во время камлания.
Распределение оленей по хозяйствам (табл. № 3) выражается следующим образом: наибольшее количество хозяев имеет от 6 до 10 оленей (30%); совершенно безоленных - 4 хозяйства (4%); хозяйства с 1, 2, 3, .4 или 5 оленями, т. е. с числом оленей совершенно недостаточным (близким к полному отсутствию) - 26 (27%); т. обр. малооленным является 62% всех юридических хозяйств. Наиболее обеспеченными являются восточные карагасы, где имеются и наиболее крупные оленьи хозяйства числом 3, обладающие 41, 43 и 58 оленями в то время, как 3 самые богатые хозяйства западной группы имеют 31, 32 и 37 оленей.
 
Еще более убедительным является сопоставление чисел, указывающих распределение по хозяйствам взрослых оленей, т. е. рабочего карагасского скота, служащего перевозочным средством. Минимальной нормой, как указывалось, должно принять 15 взрослых оленей. Между тем, мы видим безоленных 4 хозяйства (4%), с числом оленей, близким к полному их отсутствию, т. е. с 1, 2, 3, 4 и 5-39 хозяйств (40%), с числом оленей ниже нормы от 6 до 14-42 хозяйства (43%). Т. обр., необеспеченными оленями являются 85 хозяйств, т. е. 88%, а обеспеченными только 12 хозяйств из всех 97 карагасских хозяйств, т. е. 12%-положение совершенно катастрофическое.
 
Такая массовая безоленность привела к тому, что мы имеем налицо 4 пеших хозяйства карагас и ряд хозяйств не самостоятельных, а ютящихся, около более сильных хозяйств.. Исключив эти разрушенные хозяйства, как не только не имеющие самостоятельного значения, но как влившиеся в более сильные хозяйства, мы получим то число 80, которое соответствует числу фактических хозяйств карагас 1).
 
1) Изменение карагасского оленьего хозяйства за 10 лет мне удалось установить исключительно благодаря работе проф. К. Н. Миротвор-цева «Карагасы» (Сборник трудов Государственного Иркутского Университета, т. 2. «Иркутск, 1921, стр. 66-90). Указаниями проф. К. Н. Миротворцева я неизменно пользовался при составлении настоящей работы, за что считаю приятным долгом выразить глубокую признательность.
 
 
Рисунок ученика карагасской  школы Конст. Кыштеева. Изображает промышленника, вьючного коня и двух оленей. Под рисунком подпись: «Это тайга, учат оленя и быка».
 
XII
Конь и олень в хозяйстве карагаса.
 
В нормальном хозяйстве карагаса конь имеет только вспомогательное значение и заменить оленя он не может. Тем не менее, хозяйственная роль коня для карагаса очень велика и без него, особенно малооленному, обойтись невозможно.
 
Если ездить летом на олене (а ездить приходится все-время - то в гости, то по делу, то на праздник), олень не поправится и не зажиреет - «сухой олень будет». «Сухой олень плохо ходить на промысле будет». Поэтому все лето олени не работают - они отдыхают. Изредка их берут для поездок на небольшое расстояние, особенно если нужно везти детей. Кроткому покорному животному вполне можно доверить 5-6 летнего малыша. Летом позднею весною и ранней  осенью  оленей должны заменять кони; сберечь летом оленя - вот хозяйственное назначение коня. Зато с наступлением зимы кони отпускаются на зимние выпасы, где ветер сдувает снег и где они могут простоять всю зиму на подножном корму.
 
Кони у карагаса работают не много. Летом отлично поправившись на горных пастбищах в «Белогорье» (гольцы Саян - летние кочевья карагас), легко относят они свою несложную работу - развозить хозяина по гостям, да совершить одну поездку на р. Оку на богомолье в буддийский дацан. Осенью с ними кочуют вниз в тайгу и промышляют на них и на оленях изюбрей, лосей и кабаргу. Так идет до «Семенова дня» (14 сентября) для восточной группы и до «Успенья» (28 августа) для западной группы. Около этого времени карагасы отправляются в свои «потребиловки» за покупками на зимний охотничий сезон - порохом, дробью, свинцом и проч. и на конях все запасы доставляют на место, где будет происходить зимний промысел. Конечно, значительную роль при этом играют олени, т. к. коней далеко не достаточно. «На конях удобно вьючно возить» - конь подымает от 4 до 5 пудов. После этого кони отпускаются на зимние пастбища и роль   их окончена  до весны.
 
Обычно не все карагасы уводят коней на зимние пастбища. Для этого выбирается 2-3 человека, которым и поручается это дело. В восточной группе эти люди должны раздать коней тем русским, с которыми хозяева сговорились заранее. Западная же группа, а в прежнее время и восточная, отпускает коней свободно на луга, не путая и не окарауливая. «Около Миколы Вешнего» (22 мая) хозяева приходят за своими конями и находят их всех на месте жирными и сытыми, правда несколько одичавшими. Но эта дикость скоро проходит. Никто на зимних пастбищах коней не крадет, волки их тоже не давят, хотя волков в Карагасии много: повидимому, достаточно другого зверя - коз, кабарги, изюбрей. Медведь тоже не решается напасть на коней.
 
Много коней стали заводить с 1920 года, т. е. после последнего большого падежа оленей. В этот период «белка была дорогая, а конь дешевый стал;   русский  конь 20 белок стоил!»
 
Откуда произошел карагасский конь - можно сказать определенно только из сравнения карагасских коней с конями их соседей. Повидимому - карагасские кони были выведены от окинских бурят. Легенды карагас указывают на то, что они являются исконными насельниками северных склонов Саян и в далекие времена они имели только оленей. Кони у них появились тоже давно, «раньше чем в нашу землю пришли русские».
 
В настоящее время карагасы своих коней приобретают у окинских бурят - это типичная монгольская лошадь, низенькая, короткая, на плотных ногах, копыта «стаканом» с широкой грудью, относительно короткой шеей и крупной головой. Характер этой лошади более дикий и злой, чем у русской. Кроме монгольских лошадей карагасы держат в небольшом количестве (7-10%%) лошадей русской породы. Русских коней карагасы покупают в деревнях и обычно меняют у окинских бурят, которым русские кони нужны для запряжки (сани и изредка телега), т. к. монгольский конь за очень редким исключением в упряжке не ходит. Меняют обычно коня на коня; если же один конь лучше, то в придачу за него получают что-либо по соглашению. Карагасы стараются избавиться от русских коней, заменяя их конями монгольской породы. Эта мена коммерчески выгодна карагасам. Купив коня в деревне за 40 рублей, карагас меняет его у бурят на р. Оке на, такого коня, за какого надо дать соболя рублей в 60-70. «Средний окинский конь - среднего соболя платить надо». Карагасы делают большое различие между русским и окинским (бурято-монгольским) конем: «Окинский конь хорошо в тайге ходит, лучше на подножном корму стоит». «Братский (бурятский, окинский) конь зимой сам себя кормит, а русского надо отдавать кормить».  - «Братский конь крепкий, по горам ходит, все равно как олень». - «Русский конь скорее спину набьет», - «скорее в тайге устанет». И действительно, русские кони в тайге быстро сдают с тела, плохо переносят езду по горам и требуют ковки. Карагасы же куют лошадей, как исключение. Только в редких случаях, если конь попадет в тайгу молодым и окажется «удалый конь», он может привыкнуть к таежным условиям. Как правило - карагасы, приобретая русских коней, уводят их на р. Оку, где выменивают у окинских бурят на коней монгольской породы.
 
XIII
Конские   выпасы.
 
С конским вопросом тесно связан вопрос о зимних выпасах. В этом отношении надо рассматривать отдельно восточную и западную группы карагас.
При создавшемся в настоящее время для восточной группы карагас положении, кони для них являются тяжелой обузой. В прежнее время они держали коней круглый год на подножном корму, имея в своем пользовании превосходные зимние выпасы. Еще не так давно русские мало промышляли в карагасских землях. Нашествие русских началось всего 20-25 лет тому назад. Теперь же, с наступлением осеннего сезона белки, русские промышленники в большом количестве являются в восточные карагасские урочища, отпускают коней на выпасы, а сами пешком уходят белковать. По подсчетам карагас, на лугах р. Щита стояло осенью 1924 г. 60 - 70 коней. За последнее время на карагасские пастбища стали   пригонять даже рогатый скот.
 
Таким образом, зимние выпасы уже осенью оказываются вытравленными, что лишает возможности карагас их использовать для себя. Другие участки оказываются самовольно захваченными таежниками-карагасниками. Луга по ручью Шалай (вершина р. Икей) захватил Окладников 1),
 
1) Петри Б. Э. Карагасский суглан. Материалы Иркутского Местного Комитета Севера, вып. I, 1926 г., стр. 31-33.
 
на р. Барбитае поселился карагасник «Чувашии». Если здесь пустить коней свободно, то русские ловят их и ездят на них; бывают случаи, что совсем угоняют коней, а если оставят, то заезженный конь обычно не выдерживает зимы и к весне погибает. Восточные карагасы оказались в безвыходном положении: в восточном районе карагасской земли среди моря тайги имеется только несколько небольших островков лугового пространства; все эти лужайки, искони удовлетворявшие нужды карагас в зимних выпасах, оказались занятыми пришельцами. Эти обстоятельства вынуждают восточных карагас отдавать своих коней русским на зимний прокорм. Карагасских коней разбирают охотно и и карагасники, и самогонщики с Сасырки и Иоды и так называемые «хохлы»—новоселы на переселенческих участках, соседящих с карагасскими землями 2).
 
2) Переселенцы-белоруссы из Могилевской, Минской и Витебской губерний.
 
Условия следующие: кормить от Покрова (14 октября) до Миколы Вешнего (22 мая) плата - 10 белок, а если белок нет, то 10 рублей деньгами, а если нет ни того, ни другого, то мукой 121/2 пудов (карагас должен взять в Потребобществе как бы для себя в кредит под промысел предстоящей зимы). Конь должен быть в хорошей сохранности.
 
Рисунок ученика карагасской школы Ник. Баканаева. Под рисунком подпись: «На коне везут воз сена».
 
Ездить   на нем   можно,   но немного и недалеко (например сено возить). Брать же его на свадьбу или поездки в г. Тулун, а тем более для доставки товаров - нельзя. В случае гибели коня рассматриваются причины, вызвавшие это несчастие. Если конь погиб не по вине или недосмотру взявшего на прокормление, последний не отвечает. В противном случае отвечает половинной стоимостью, уплачивая ее деньгами или хлебом. Но русские плохо содержат коней, ездят на них, сберегая своих собственных, и плохо кормят. После Николы Вешнего,   когда   карагасы   приходят за своими конями,  они получают «кожу да кости». Им приходится еще месяц поправлять коня на подножном корму, укочевав в Белогорье. Эту ненормальность удастся устранить только после окончания устройства культбазы при слиянии pp. Уды и Кара-Бурени, где имеются отличные выпасы, на которых зимою не держится снег.
 
Значительно благополучнее дело обстоит с западными карагасами. Вверх по реке Нерха в 10 верстах от ее устья имеются луга около 20 десятин с небольшим, где снег сдувается ветром и где кони могут пастись всю зиму на подножном корму. Сюда западные карагасы запускают с осени своих коней; кони здесь хорошо стоят всю зиму, а весной, когда карагасы за ними приходят, они их находят правда сильно одичавшими, но зато хорошо поправившимися. Вся западная группа карагас   своих коней не отдает русским на зимнюю выкормку.
 
Как на востоке, так и здесь таежники имеют тенденцию отбирать у карагас их угодья. Некто Каранотов, житель села Солонцы, заехал на устье р. Нерха, построил заимку и при помощи канцелярских проделок получил право на покос нерхинского луга и, пользуясь этим, начал гнать карагас. Это подрывало в корень все хозяйственные расчеты западных карагас; на этот раз они не сдались и отстояли свои права на исконные выпасы. Теперь Каранотову запретили косить нерхинские луга, и он поговаривает о том чтобы переезжать обратно в село Солонцы. Этот факт оказал огромное влияние на правосознание карагас, доказав им, что при новой власти они могут отстаивать свои права.
 
XIV
Масти и имена коней.
 
Специальных имен для коней нет; кони зовутся всегда по мастям. Карагасы различают следующие масти:
Ат - конь; Ак-ат - белый; Кызыл-ат - рыжий; Дору-ат - гнедой; Сар-ат - коурый. соловой; Кара-ат - вороной, Карий; Шубар-ат - «пеганый», пегий; Гук-ат—голубой, синий.
Для обозначения других мастей карагасы   своих терминов не имеют и в случае надобности определяют их по-русски.
 
XV
КУЛЬТ И КОНИ.
 
Среди коней имеются и зашаманенные, т. е. посвященные Даг-Езi - горному   хозяину.
 
Посвящение   состоится по разным случаям -по причине болезни, для удачи на промысле, по случаю женитьбы  и образованию нового хозяйства, для снискания общего благорасположения Даг-Езi, т. к. от этого божества более всего зависит благополучие карагаса. Для обряда посвящения приглашается шаман, который указывает, какую масть требует Даг-Езi. Хозяин едет искать коня по указанным приметам - ищет у карагас, бурят, русских, ищет пока не найдет. Владелец коня, догадавшись, какими узами с его товаром связан покупатель, обычно заламывает несуразную цену, но хоть и приходится переплачивать - «покупаешь, где найдешь». Когда приведут коня домой, приглашают шамана, который совершает над ним особый «обряд посвящения коня», привязывает узенькие ленточки из цветной дабы (джалама) к гриве и хвосту, и коня отпускает в табун. На таком коне могут ездить только мужчины. Женщинам садиться на них нельзя, даже маленьким девочкам; если на каком-либо седле сидела хоть раз женщина, то таким седлом посвященного коня нельзя седлать.
 
 
XVI
Цифровой материал.
 
Перейдем к краткому анализу цифрового материала, полученного от конской переписи. Из таблицы № 4 видно, что в противоположность уменьшению оленей замечается значительное увеличение количества лошадей, что вполне понятно, если мы вспомним, что убыль оленей компенсируется, хотя и не вполне, лошадьми. Возрастание выразилось в 232,1% сравнительно с данными 1914 года. В настоящее время насчитывается 130 лошадей против 56 в 1914 году. Главный контингент – мерины -  101; поразительно мало жеребят - всего 4. Карагасы почти всех коней покупают и о приплоде не заботятся, да и условия их быта мало располагают к разведению табунов. Мерин для них по своему спокойствию и выносливости самый желательный конь. Кобылу приобретают только в крайнем случае. Как норма, каждое хозяйство должно иметь хотя бы одного коня. В среднем на хозяйство приходится 1,6 коня. Безлошадных совсем мало.
 
 
::Другие материалы по теме::
        Наше Предложение по заброске в Тофаларию:
 -
авто и авиа доставка на территорию Тофаларии;
 - наём коней, контракт с проводником;
 - аренда средств спутнико- вой связи.
 
 
 
 
 
    Средства выживания.
                          
   Telit SAT-550.
                     Радиотелефоны.
                          Радиостанции.
 
                  
Рюкзаки и палатки.
 
                                                                                                              Спутниковые телефоны *  Радиотелефоны * Радиостанции
   © 2005 г.                                                                                Главная *  Тофалария *  Тофы о Родине  Про связь  * Фотоцентр *  Контакт
Tofalaria.Ru * Жизнь полна приключений                                                                                                                                                                                            
                      При копировании и использовании материалов с данной страницы просьба указывать источник получения информации, вэб-сайт http://www.tofalaria.ru