Главная                Тофалария                Тофы о Родине                Про связь                Фотоцентр                Контакт                           Гостевая книга
      Символом Тофаларии всегда был и остаётся олень. Тофаларов иногда называют - оленный народ. Судьба, образ жизни, культура и обычаи тофов неразрывно связывались с оленем.
      Жизненный ритм оленя определял жизнь и быт тофов. Очень многое изменилось после перевода тофов на оседлый образ жизни. Много перемен произошло за последние десятилетия и в стране в целом. Оленеводство Тофаларии почти не существует, за исключением небольшого стада, содержащегося в основном благодаря энтузиазму (считай патриотизму) нескольких тофов.
 
      Мы публикуем довольно старый материал по оленеводству, но других просто нет, да и пожалуй не было. Возможно когда-нибудь он пригодится не только для теоретического изучения.
 
    P.S.: В последнее время производятся некоторые попытки возврата к исконным видам деятельности тофаларов. Среди них и зыбкие попытки по восстановлению оленеводства. Пока, правда, всё на стадии обсуждений, предварительных договорённостей и т.д.
 
 
 
ПИТАНИЕ ОЛЕНЕВОДА.                                                                                                               Автор: Пугачёв Михаил Иванович
 
     О питании тофов, видимо будет отдельная статья, поэтому нет смысла говорить об этом подробно.
Для совершения большой трудоемкой работы  оленеводу требуется полноценное питание, однако, за последние годы резко ухудшилось в связи с нашей общей бедой.
 
     Оленеводы уже давно отошли от традиционной пищи прошлого, хотя некоторые компоненты старого рациона тофов остались: мясо диких животных и забитых домашних оленей, летом употребляют в пищу дикий лук, ягоды, но сарану уже не употребляют. Иногда, мясо, добытое летом, высушивают над костром, подвешенное на специально сооруженных котлах. В пищи оленеводов занимает значительное место  крупы, макаронные изделий, сухое молоко, время от времени яичный порошок, супы в пакетах, сало и масло. Однако нужно сказать, что в этом году всего было недостаточно. Завозят лук, картофель, которые зимой хранят в избушках. Они не замерзают, так как в избушках постоянно живут.
 
     Ушла в прошлое хлебная лепёшка, испечённая в костре, в раскалённом крупном песке. Вместо неё стали вначале завозить на стойбище испечённый в поселках готовый хлеб. Завозили и муку, из которой пекли оладьи. В дальние стада хлеба нужно было завозить много, он от долгого хранения черствеет и портится, поэтому возникла необходимость выпекать его на месте. Для этой цели на стойбищах стали выкладывать из камней  обыкновенные, но упрощённые, печи для выпечки хлеба, обычно под открытым небом. Хлеб стали выпекать регулярно.
 
     В прошлом оленье молоко имело решающее значение в рационе тофов. Молоко шло в пищу и осенью и часто заготовляли его в прок, на всю зиму. Но в последние годы этот ценный калорийный продукт  употребляется в пищу всё меньше и меньше. Это вызвано, как уже замечалось выше, постоянной заменой женщин. Известно, пока, что доят оленух и заготавливают молоко впрок в нерхинском  стаде. Обычно дойку ингенов начинают, когда анаи уже окрепнут. Доят оленух один раз в сутки, и надаивают около полстакана молока. Это кажется мало. Но, во-первых, нельзя обидеть аная, а во-вторых, оленье молоко имеет очень высокую жирность до 20%, оно как сливки. Летом молоко пьют только с чаем, часто подсаливая при этом. Сметану не собирают и масло не делают, как это было раньше. Молока на зиму запасают мало. Собранное за день или два молоко кипятят, остужают и заливают в целлофановый пакет, или плотный полотняный мешочек. Молоко вначале немного попросачивается через полотно, а потом затвердевает и прекращается его выделение.
 
     Сведений  об использовании кишок для хранения молока в настоящее время нет. Это делали раньше, запасая заранее кишки разных животных. У любого убитого зверя немедленно собирают кишки и очищают их. Потом их разрезают на части и каждую перевязывают крепко с одного конца, с другого надувают и перевязывают другой конец. Подвешивают и сушат. Высохшие кишки складывали гармошкой и хранили до использования. Перед употреблением, слегка смачивая теплой водой и затем заливали кипяченным, остывшим молоком. Получившиеся колбаски укладывали на лабаз, где они постепенно затвердевали. Когда нужно зимой отрезали от колбаски требуемый кусок и съедали, запивая чаем. Как говорил Унгуштаев  П. Н. "В войну хлеба было мало, мы ели мороженое молоко как хлеб с чаем. Поешь так и ходишь совсем сытый. Сытная еда, долго тогда жили. Это было основное питание. Мясо не всегда добудешь, а оленей тогда берегли".
     Молоко раньше хранили в кожаных мешках, изготовленных из целой  неразрезанной обработанной шкуры кабарги, или из вывернутого, тоже обработанного желудка. Для сбора молока и хранения сметаны или масла использовали туеса, сшитые из двухслойных кусков бересты волосяными нитками. Туес имел форму усеченного конуса, крышка - такой же формы. Из туеса молоко не выплескивалась на ходу, если задвинуть плотно крышку.
 
     Приготовление пищи у пастухов и телятниц часто различаются, более регулярный прием пищи наблюдаются у телятниц. Они живут постоянно в стойбище, и поэтому готовят пищу три раза  в день, а чай пьют несколько раз, и при жаре, чтобы утолить жажду, и при холоде, чтобы согреться  и тоже - утолить жажду. Чай, если есть молоко, пьют с солью, а без молока с сахаром. Уром, перед тем как идти ухаживать за анаями и ингенами - одних ловить и привязывать, а других отпускать, обязательно пьют чай. Потом готовят завтрак. После любого приема пищи - обязательно чай. Это оправдано, так как в горах при большой сухости воздуха, особенно зимой, при меньшем количестве кислорода, чем на равнине, и при большой физической нагрузке, организм человека теряет очень много воды, и для восполнения её людям приходиться много пить. А чай лучше утоляет жажду. Но нет такой регулярности питания у пастухов. А у них часто нет обеда, только завтрак и ужин. Они уезжают на поиски оленей часто на целый день и даже прихватывают иногда ночь.
     Пищу обычно готовят на костре. В избушках в зимнее время - варят на печи, а в другое время года, предпочитают всё-таки на - костре, на нём варить быстрее.
 
     Завозят продовольствие тремя способами: на оленях, когда ездят в стадо, или когда специально завозят продукты, на лошадях, но это бывает редко, и также редко - завозят на вертолетах, стараются завести - соль. Соли для оленей требуется много. Как говорили старые пастухи, что соли всегда не хватало. Поэтому её старались привезти при любом случае. Когда пастух ехал на работу в стадо, то он обязательно в один вьюк загружал соль ( до 40 кг). Основной способ приручения оленей к стойбищу осуществляется только через соль. Как дикие копытные животные нуждаются  в соли и всегда находят, запоминают место солонцов, так и олени привыкают к загону, к стойбищу, где они утоляют соленой голод.
 
     Если о работе телятниц и телятников, их обязанностям, можно было сделать вывод, когда речь шла об отеле и приручении анаев, то о работе пастуха конкретно было сказано мало. Однако, вся забота о содержании оленьего стада, кроме отела и ухода за анаями, полностью лежит на пастухе. И может быть несколько сокращенный рассказ Арактаевой  С. Н.. об  обязанностях старшего пастуха восполняет  этот пробел.
     Самое важное в работе пастуха, не только сохранить численность оленьего стада, но и обеспечить сменность пастбищ. Чтобы у оленей постоянно было достаточно корма на выбранном очередном стойбище. Чтобы свежие места были. Пастух осуществлял в течение года все перегоны, которые планировал заранее, чтобы осуществить весь цикл смены пастбищ. "Пастбища через 5 - 6 лет меняли". В обязанности старшего пастуха входило планирование и сооружение чумов, строительство загонов и обязательное устройство солонцов.
     Пастухи регулярно ведут учёт оленей и для этого: «Объезжаем постоянно всё стадо, смотрим, каких оленей нет, ищем их и обратно гоним. От волков отбиваемся». Раньше, когда телятницы  сдавали анаев и ингенов старшему пастуху и отчитывались за работу в конце сентября, а не в конце июня, как сейчас, пастухам работать было легче. В период пастьбы в белогорье и осенью, когда олени уходили с белков на грибы, а потом на осенние пастбища, телятницы очень хорошо помогали пастухам. Приручали оленей и особенно анаев  к человеку, следили и отвечали за сохранность стада вместе с пастухами. Тогда было меньше падежа молодняка и оленей, чем теперь и если в настоящее время гибнет до 700 голов в год, из них 260 молодняка (  сведения за 1990 г. для сравнения - реализации всего - 149 оленей ), то может это и есть тот случай, когда жадный платит дважды. Боясь оплачивать телятникам за июль - сентябрь, для экономии средств на оленеводство, коопзверопромхоз теряет значительно больше, теряет будущую выгоду.
 
     Состояние дисциплины пастухов, телятников в этом году отличается от предыдущих лет - она остается такой же низкой, как была. Пастухи могли оставить своё стадо или совсем без присмотра, или всю заботу о большом стаде возложить на одного - двух человек, которые, естественно, не смогут сделать всего, что требуется. Причины отъезда пастухов из стада - разные: это, иногда и болезнь одного из них, это - поездки в села за продуктами, это использование отгулов за выходные дни. Как правило, тот, кто приезжает в поселок, долго не возвращается назад, иной раз не потому, что не может достать требуемое - это тоже бывает, а потому что неделями пьянствует.   
 
     Причины такой безответственности нужно искать не в низком "интеллектуальном уровне" пастухов и телятников, как правило, считает руководство Тофаларского коопзверопромхоза, а в тех бытовых и социальных условиях, в которых они находятся. Сравнивая обстановку, в которой жили оленеводы в прошлом, с современной, мы не находим резкого снижения уровня жизненных условий. Однако проблема обеспечения  оленеводства кадрами становится всё острее. Постепенно уходят на пенсию пастухи и телятницы старой закалки, у которых ещё осталась "привычка к труду благородная", которые продолжали традиции оленеводства далекого прошлого, несмотря ни на какие неурядицы, и считали такую жизнь даже лучше, чем раньше. Но такие современные условия работы в тайге молодёжь уже не удовлетворяют. Несколько лет назад руководство коопзверомхоза, принимая на работу молодых жителей Тофаларии после школы или после армии, ставило непременное условие: отработать один год в оленьем стаде. И естественно, отношение к делу того, кто работает по принуждению и временно. Хороших результатов в работе они не дадут.
 
     О многочисленных проблемах в оленеводстве Тофаларии рассказывали все опрошенные пастухи, телятницы из всех поселков. О части этих проблем говорилось в статье по ходу изложения материала. Наиболее подробно о них сообщил старший пастух транспортного стада на Мигальме у С. Алыгджер Шибкеев В.В.: " Работа, как работа, она для нас привычна, но мучают условия одиночества и оторванности надолго от семьи и от дома. Часто один по тайге ищешь оленей, а в последний год, когда не было телятников, то и на базе тоже часто один, так как другой пастух в это время в посёлке. Когда приезжает, то тоже попадает в такие же условия. Обеспечение продовольствием  в последний год очень плохое. Нет многого для быта: батареек, керосина, керосина, ламп, портянок, брезента, радиоприемника( старый пришёл в негодность), посуды. Износилась посуда и обувь, а нового не приобретёшь. В этом году не выписывали нам ни газет, ни журналов. Плохо с медицинской помощью, нет медикаментов. Если серьезно заболеешь, то помощь оказать не кому, когда напарник в поселке. Нет рации, чтобы сообщить о себе, об обстановке. Даже, если есть товарищ, отправишь его в село, чтобы оказать помощь, то нужно туда 7 - 8 часов, да обратно столько же, то эта помощь приедет через сутки. А так как товарища часто нет, то нарушаются правила техники безопасности, остаешься со своими бедами и проблемами один на один. Живешь там как дурак, как раб и нет никому до тебя дела. Вот почему никто не хочет работать в оленеводстве. Я уже тоже не хочу ехать туда. Я получаю в два раза меньше, чем  зоотехники. А они живут себе в городе и селе, сидят дома, а сюда почти не приезжают, чтобы помочь".
 
     Это только часть его сетований. Где же выход из положения?
     В настоящее время, ни олень, ни земля, где пасутся стада, не являются собственностью, тех, кто непосредственно работает в оленеводстве. Сложилась практика, при которой никто никогда не отвечает за погибших, или потерянных анаев, за оленей. Нет за этот год примеров, чтобы кто-то понёс наказание за халатность, за прочие провинности, хотя процент падежа оленей очень высок. Если олень всё также останется коопзверопромхозным, то есть ничейным "производственным", то оленеводство, как хозяйственная отрасль со временем угасает. И  признаки угасания оленеводства уже намечаются, это уменьшение количества оленей: прекращение племенной работы: неумеренная выбраковка оленей в последние годы и их продажа на мясо, забвение оленевода, как специалиста,  как человека: не рациональный вахтовый метод работы оленевода; исчезновение опыта - уходят на пенсию старые пастухи и телятницы, хранители вековых традиций, а анаями начинают заниматься мужчины, а не женщины и т. д. Поэтому возникает необходимость изменения  хозяйственного похода, нужно, чтобы у оленьих стад был хозяин, от труда которого зависело полностью его благополучие.
 
     Материал для этой статьи был собран и обработан за очень короткий срок, поэтому некоторые вопросы экономики, нормирования труда оленеводов, их поощрения не вошли в работу. Не удалось взять информацию у главного зоотехника отделения. В этой работе была сделана попытка описать ход производственных процессов в оленеводстве и картину жизни оленеводов. Моя статья не претендует на глубокое научное освещение темы - не вдавался в детали подробного, этнографического описания предметов быта и производства, не осветил борьбу оленеводов с хищниками.
В работе возможны неточности, так как обрабатывал информацию людей, у которых возможен свой объективный, взгляд, поэтому приму благодарность замечание и поправки.
 
ЛИСТАЕМ ДАЛЬШЕ...
Всё только начинается
 
::Другие материалы по теме::
        Наше Предложение по заброске в Тофаларию:
 -
авто и авиа доставка на территорию Тофаларии;
 - наём коней, контракт с проводником;
 - аренда средств спутнико- вой связи.
 
 
 
 
 
    Средства выживания.
                          
   Telit SAT-550.
                     Радиотелефоны.
                          Радиостанции.
 
                  
Рюкзаки и палатки.
 
                                                                                                              Спутниковые телефоны *  Радиотелефоны * Радиостанции
   © 2005 г.                                                                                Главная *  Тофалария *  Тофы о Родине  Про связь  * Фотоцентр *  Контакт
Tofalaria.Ru * Жизнь полна приключений                                                                                                                                                                                            
                      При копировании и использовании материалов с данной страницы просьба указывать источник получения информации, вэб-сайт http://www.tofalaria.ru