Главная                Тофалария                Тофы о Родине                Про связь                Фотоцентр                Контакт                           Гостевая книга
      Символом Тофаларии всегда был и остаётся олень. Тофаларов иногда называют - оленный народ. Судьба, образ жизни, культура и обычаи тофов неразрывно связывались с оленем.
      Жизненный ритм оленя определял жизнь и быт тофов. Очень многое изменилось после перевода тофов на оседлый образ жизни. Много перемен произошло за последние десятилетия и в стране в целом. Оленеводство Тофаларии почти не существует, за исключением небольшого стада, содержащегося в основном благодаря энтузиазму (считай патриотизму) нескольких тофов.
 
      Мы публикуем довольно старый материал по оленеводству, но других просто нет, да и пожалуй не было. Возможно когда-нибудь он пригодится не только для теоретического изучения.
 
    P.S.: В последнее время производятся некоторые попытки возврата к исконным видам деятельности тофаларов. Среди них и зыбкие попытки по восстановлению оленеводства. Пока, правда, всё на стадии обсуждений, предварительных договорённостей и т.д.
 
 
 
ЖИЛИЩЕ ОЛЕНЕВОДА.                                                                                                              Автор: Пугачёв Михаил Иванович
 
      За последние годы на всех участках, где намечалось содержание оленей, кроме белогорья, поставили избушки. Их рубили таких размеров, чтобы они удовлетворяли определенную группу оленеводов. На зимних базовых стойбищах построили бани. Бывший старший пастух Арактаев С.Н. рассказывал: " Все годы, сколько я работал в стаде, у нас бани не было, зимой только голову мыли, а тело нет. А летом мылись у речки, у озера". В каждой избе стоит печь из жести или из боксового железа, иногда приспосабливают обыкновенные железные бочки. Оленеводы запасаются керосином или соляркой, чтобы обеспечить освещение на все зимние вечера и ночи.
 
      На летних стойбищах в белогорье до настоящего времени изб не строят, а на весь сезон ставят традиционный чум или палатки. Чум обычно покрывают брезентом, кое-когда дополняя покрышку чума целлофаном. Обыкновенные покрытия чума: шкуры, корье, береста, используемые раньше - не применяют. Может брезент и проще и возни с ним мало, но старый брезент приходит в ветхость, а нового пока нет. Пастухи нерхинского стада выражали недовольство тем, что в коопзверопромхозе дали им толстый, похожий на кирзу, брезент. Он сильно протекает, воду не держит, и поэтому в чуме во время дождя - настоящий потоп, приходиться натягивать дополнительную покрышку, но уже внутри.
 
      Кроме этих строений почти у каждой избушки на стойбище сооружают обязательное подобие лабаза. Это обыкновенный настил из жердей, стоящий на столбах, или слегах, прибитых к деревьям на такой высоте, чтобы не забрались собаки и не достали лошади и олени. Этот лабаз предназначен для хранения продуктов, припасов и снаряжений: сёдел, потников, сумин, инструмента и т. п. Иногда над ним сооружают навес, покрытый корьём или чем-либо подходящим. Иногда вещи просто закрывают брезентом и целлофаном. Кроме того, для собак строят будки. Вот таковы " жилищные условия" оленеводов, где он  проводит большую часть своей жизни.
 
ДРУГИЕ СООРУЖЕНИЯ, ЗАГОН.
 
      У каждого стойбище, за редким исключением, например - в белогорье на летнем пастбище, пастухи строят загоны на удобном месте. Загон представляет собой огороженный участок, чаще всего овальной формы: но они бывают вытянутые или прямоугольные. Если оленье стадо большое (до 400 голов), то делают загоны в две и более секции. Секции предназначаются для удобства подсчёта оленей и для раздельного содержания ингенов, анаев и других.
В каждом загоне обязательно делают солонцы, чаще - это бревно, лежащее на пнях, с вырубленным сверху желобом, куда насыпают соль. На землю укладывают несколько солбаков.
 
      Если требуется построить загон, то пользуются старыми традиционными способами, без установки столбов. Первый ряд жердей или брёвен укладывают на пни. На обрубки деревьев, на камни. Деревья, стоящие на линии круга, сваливали в нужном направлении, соблюдая немеченый контур. Потом обрубали сучья. После повала камни стволов укладывали на пни. Порой делали так, чтобы упавшее дерево не оторвалось от пня, для этого не подрубали заболонь. Закончив укладывать первый ряд, приступали ко второму. Второй ряд жердей укладывали в дальний угол крестовин, сложенных из двух кольев. Их расставляли через 2-3 метра по всему периметру загона. Нижние концы крестовин вбивали в землю по обе стороны нижнего бревна. Третий и последующие ряды укладывали таким же способом до высоты 2-2,5 метра. Двое ворот делали на противоположных сторонах загона.    Для их построения использовали оставшиеся высокие пни. На одной стороне пня вырубали углубления (10см. глубиной), снизу доверху через 20-30 см. А потом прямо к пню со стороны зарубок прибивали кусок жерди. Получается столб со сквозными отверстиями. Такое же приспособление с отверстиями делали на другой стороне ворот. Отверстия располагали симметрично друг другу. В эти отверстия вставляли жерди и ворота закрыты. В любой момент их можно открыть. По обе стороны ворот с внешней стороны раструбом укладывали жерди вершинами наружу. Комли укладывали у столбов ворот на разной высоте. Получалась своеобразная изгородь - воронка в сторону загона. С её помощью легче загонять оленей внутрь.
      Но чаще строят загоны из брёвен (20см. диаметром) длиной 5-6 метров.
      Бревна укладывают крестообразно концами один на другое. В этом случае стена загона представляет ломаную линию, которая, в общем то, имеет овальную форму. Ворота делают по-разному, придерживаются в основном предыдущего принципа.
 
ТАНГУШ.
 
      У старых летних стойбищ можно встретить деревянные оленевязи - тангуши - для привязывания ингена во время дойки. Раньше каждая семья на летнем и осеннем пастбище имела свой отдельный тангуш. Тангуш представляет собой полукозлы длиной до трех метров, один конец, которого лежит на земле, а другой поднят над землёй до 1,5 метра при помощи двух распорок, расходящихся в стороны. Концы распорок врублены с двух сторон верхнего конца бревна способом в "шпунт". Сейчас тангуши, наверное, не делают, а при дойке оленухи привязывают у стенки загона или к деревьям, да и доят ингенов не в каждом стаде. Сейчас работают телятниками в основном мужчины, а не женщины, как прежде. Научиться доить оленух не так сложно, вероятно, сложно, переселить убеждение, что "это не мужское дело".
 
ЛИСТАЕМ ДАЛЬШЕ...
Всё только начинается
 
::Другие материалы по теме::
        Наше Предложение по заброске в Тофаларию:
 -
авто и авиа доставка на территорию Тофаларии;
 - наём коней, контракт с проводником;
 - аренда средств спутнико- вой связи.
 
 
 
 
 
    Средства выживания.
                          
   Telit SAT-550.
                     Радиотелефоны.
                          Радиостанции.
 
                  
Рюкзаки и палатки.
 
                                                                                                              Спутниковые телефоны *  Радиотелефоны * Радиостанции
   © 2005 г.                                                                                Главная *  Тофалария *  Тофы о Родине  Про связь  * Фотоцентр *  Контакт
Tofalaria.Ru * Жизнь полна приключений                                                                                                                                                                                             
                      При копировании и использовании материалов с данной страницы просьба указывать источник получения информации, вэб-сайт http://www.tofalaria.ru