Главная                Тофалария                Тофы о Родине                Про связь                Фотоцентр                Контакт                           Гостевая книга
     Это довольно редкостный материал, если не сказать раритетный. Давно минули времена тучных стад оленей в Тофаларии, и  ОЧЕНЬ ДАВНО никто не занимается вопросами оленеводства в этом регионе. Те, мелкие "островки" оленеводства (остаточного) теперь трудно считать  и тем более называть оленеводством.
     И всё-таки я решил опубликовать данный материал, потому что он всё же может кому-то понадобится, и потому что он очень давно заготовлен. Практически в одно время с публикацией материала от М.И. Пугачёва по аналогичной же теме.
     На досуге, перечитав его ещё раз, я поймал себя на мысли, как много общего было в этом вопросе, несмотря на большой, если не сказать огромный промежуток времени, разделяющий данные работы.
     Итак. На радость любознательным.
 
 
Оленеводство у карагас.                                                              авторский текст сохранён полностью
 
По данным экспедиции 1925 г., снаряженной на средства Российского Общества Красного Креста.
 
Проф. Б. Петри.
Иркутский Государственный Университет.
Кабинет Этнографии.
 
 
I
 
Карагасский олень—это безропотный раб своего хозяина и в то же время его властный повелитель. Он покорно выполняет все работы, которые на него возлагают, возит вьюки, таскает юрту, несет на своей спине хозяина на промысел, гонит с ним вместе соболя; он бережно везет зыбку с ребенком, а если хозяин заедет в поселения русских и там закутит—днями стоит привязанный к забору без корма и не просит есть. Его грустные глаза говорят о том, что он давно смирился со своей участью и не помышляет о лучшей доле. Он не бодается, не лягается и не кусается—робкий и нежный он только боится и жмется, если ему делают больно, и умирает, если с ним неосторожно обошлись.
 
Но олень и властный повелитель карагаса. Где оленю сейчас хорошо, там живет карагас. Олень диктует карагасу режим жизни. Летом он его гонит из теплых радостных долин на мрачные вершины Саян к самым вечным снегам на высокогорную тундру, где он находит спасение от гнуса. Если вы поедете по осенним и весенним кочевьям карагас, не ждите встретить их стойбища на сухих пригорках, на солнопечных открытых местах. Там, где долина сомкнулась в полутемное сырое ущелье, где растет по мшистым склонам ягель, где олень найдет себе вдоволь пищи, и стены скал не пустят оленей разбежаться, там разбивает карагас свою юрту.
 
Без оленя карагас ничто: в тайге без оленя ему делать нечего, разве только скорее бежать к «жилому месту». Олень перевозит все имущество карагаса во время кочевок, его самого и его семью. Олень одевает карагаса в свои шкуры, дает ему сухожилия, чтобы сделать из них нитки и сшить одежду. Оленью шкуру постилают на землю, когда спят; из нее сделана часть сбруи. Когда родится ребенок, его завертывают в оленью шкурку, а под него подстилают вместо пеленок олений волос. Олень выкармливает детей своим молоком, а также кормит им и взрослых; если постигнет бедствие и неудача на промысле, олень закалывается, и мясо его спасает семью от голодной смерти. Наконец, весь промысел карагас проводит верхом на олене и даже по соболиному следу едет, не слезая с него.
 
Олень придает карагасу необычайную подвижность в тайге и особенно на промысле. В то время, как русский промышленник, оставив коня на подножном корму где-нибудь в удобном месте, медленно идет пешком по низу долины, увязая в снегу, карагас на своих оленях быстро об'езжает ту же местность горами и, конечно, успевает упромыслить много больше. Русский промышленник остается в тайге только до глубокого снега, пока конь может еще добывать подножный корм. Но вот выпадает снег, и русские промышленники возвращаются домой. Карагас же на своих оленях продолжает промысел, т. к. олень свободно идет по снегу и легко из-под него добывает пищу.
 
На промысле зимою олень очень неприхотлив. Если нет оленьего мха (ягеля), карагас валит ему топором старый кедр, весь обросший бородатым лишайником—Usnea barbata, и олень насыщается. Трех кедров достаточно для дневного пропитания оленя. Олень идет без устали по глубокому снегу, по которому конь быстро выбьется из сил. Конь связывает в тайге вопросом о фураже, и часто в лучший момент приходится бросить промысел, т. к. иначе конь погибнет от бескормицы. Олень же всюду в тайге найдет корм. В крайнем случае олень может 2 и даже 3 дня быть без пищи; он все же работает и мало сдает с тела.   Это незаменимое его свойство при сравнении с конем.
 
Кроме того, конь не может ходит по лучшим местам, где водится белка и соболь—в глухой тайге нет полянок, где бы можно было оставить коня на подножном корму. Русскому промышленнику поэтому приходится преодолевать большие пространства пешком.
 
Охота с оленями производится так. Промышленник берет с собой трех оленей быков—на одном едет, два другие везут припасы. Ежедневно промышленник меняет под собой оленя, давая каждому оленю таким образом двухдневную передышку. Наконец промышленник прибывает на табор; здесь он спутывает двух оленей, а на одном едет искать соболя. Ищет целый день. К вечеру возвращается на табор. На завтра седлает другого оленя и опять ездит на нем целый день. На третий день на работу становится третий олень. И так очередь соблюдается весь период охоты. Если на промысел было взято два быка и одна матуха, то быков седлают через день, а если один бык и две матухи, то промышленник промышляет один день верхом, а другой день пешком подобно русскому. Этот способ промысла позаимствовали окинские буряты, а также некоторые русские   таежники,   поселившиеся   на  луговых   пространствах   при впадении реки Кара - Бурень в Уду. Эти русские приобретают оленей или у карагас или в Урянхае; на лето дают пасти их карагасам за небольшое вознаграждение.
 
Наконец олень дает огромное преимущество при езде по крутым горам, гольцам, россыпям и моховым болотам. Тропы, являющиеся совершенно непроходимыми для коня, вполне доступны оленю. Крутизны, недоступные коню, легко преодолеваются оленем. Олень особенно ценен при охоте за дикими оленями, водящимися летом на самых крутых гольцах в Саянах.
 
Кроме промысла олень служит при кочевках. На оленей навьючивают весь домашний скарб и садятся верхом члены семьи; даже жилище—берестяная покрышка летом и замшевая зимой тоже перевозятся на спинах оленей (жерди, конечно, не возят с собой). Для передвижения нормальной карагасской семьи нужно 15 взрослых вьючных оленей.
 
Лишившийся части оленей, карагас не в состоянии преодолевать большие пространства тайги, не в состоянии делать достаточные переходы за белкой и соболем. Он приковывается к ограниченному району и медленно двигается во время преследования зверя. Это сразу отражается на продукции его охоты, а следовательно на благосостоянии хозяйства. Также затрудняются его кочевки. Не имея достаточного количества оленей, карагас снимается с места, берет с собой столько членов семьи и предметов обихода, сколько может поднять его караван, и переходит на новое место, при чем часто сам идет пешком, неся на себе что-либо. Прибыв на новое место, он оставляет принесенное, а сам с оленями идет назад за оставленным. Есть бедняки, которые «маются» и до трех раз должны перетаскиваться, чтобы переменить кочевку, несмотря на то, что неуклонно с уменьшением числа оленей уменьшается и количество домашнего скарба. Лишившись подвижности, карагас теряет возможности удачного промысла и переходит в разряд бедняков. У него есть два выхода - или присоединиться к богатому родственнику и, оказывая ему разные услуги, пользоваться его оленями для совместных кочевок. Но в таком случае он лишается самостоятельности передвижения, а во время промысла обычно остается «домовничать» у того же родственника, пока тот промышляет. Или же брать оленей в наймы, что тоже не выгодно, т. к. часть промысла неудачника переходит владельцу оленя. Побившись так несколько лет, растеряв почти все имущество и оленей, погибших от перегрузки работой, карагас переходит в разряд пеших. Теперь пешие карагасы ютятся около кооперации и являются первыми пионерами будущих насельников строющейся карагасской культбазы. В прежнее время они ютились среди русских и бурят и бесследно для своего племени исчезали.
 
Карагасский олень испокон века живет в прирученном состоянии у карагас. Мною записана всего одна легенда о приручении оленей. Легенда говорит только о том, что карагасы себе представляют своего домашнего оленя, как потомка дикого, но отнюдь не указывает, что оленеводство позаимствовано от какого-либо другого народа (см. приложение). Да и по всем другим данным надо полагать, что оленеводство - исконная основа карагасского хозяйства.
 
Северный олень водится в диком состоянии в Белогорье, и карагасы его ежегодно промышляют. Это красивое животное с огромными ветвистыми рогами, но несколько меньше ростом, чем его домашняя разновидность, и шерсть его несколько светлее.
 
Рисунок ученика карагасской школы
Мих. Мухаева.
Изображает оленей.
II.
Рост, виды, гоньбища и отел.
 
Рост домашнего оленя следующий:
1)Проф. Д. К. Соловьев (Саянский промыслово-охотничий район Петербург, 1921 г., стр. 145) вычислил рост карагасского оленя 1м.26см и указывает, что он обладает большим ростом, более крепкой спиной и большей силой, чем тунгусский.
2) Ядзагашка—русский термин для обозначения теленка первогодка северного оленя, употребляющийся только в Присаяньи. Это испорченное монгольское слово - jaнчжiга - козленок от дикой лесной козы (сар-reolus pygargus Pall); самец ее называется—гуру—отсюда русский термин—гуран, самка-цзуру.
 
Наименования оленей по возрастам следующие: первый год олень называется анай; второй год хуанай. Около «Покрова» (14 октября; карагасы свой календарь ведут еще по большим церковным  праздникам) хуанай  самка начинает гоняться и через 7   месяцев  появляется теленок. Рождение совпадает с маем месяцем, когда снег уже успел растаять.
 
Кастрация производится над хуанаем около «Семенова дня» (14 сентября); производится она так: мошонка туго перевязывается выше яичек веревкой из волоса или ремешком; потом при помощи шила делаются два прокола, по одному в каждое яичко и животное отпускается; через некоторое время мошонка отсыхает и отпадает. Длительность периода отпадания мошонки 6—7 дней. В это время олень слабый, как бы хворает; вьючить его нельзя. Как только отпадет мошонка, олень делается бодрым и его можно вьючить, но на вторую зиму легко—1 п. 30 фун.—2 пуда. Только после третьего лета олень называется быком. Осенью его учат ходить под верхом, но зимою на нем ездят только на короткие расстояния. Зиму он ходит под вьюком. Лишь после четвертого лета он становится настоящим быком; осенью его берут на промысел, ездят на нем верхом и вьючат по 3 пуда. Имеются специальные люди среди карагас, которые умеют кастрировать оленей. Кто не умеет. Тот просит умелого. Цель кастрации - бык сильнее и выносливее жеребца. Кроме того, он спокойнее. Во время течки, которая происходит перед самым началом главного промысла, жеребец гоняется, сильно худеет и беспрестанно бегает, благодаря чему промышленник остается без него. Поэтому стараются оставить как можно меньше жеребцов - только необходимое количество производителей.
Круг жизни жеребца следующий: первое лето он ядзагашка; зиму также; работы не получает. Второе лето он носит название хуанай и тоже не работает. С осени его начинают в'ючить - кладут 1 п. 30 ф. до 2-х пудов; около «Покрова» он гоняется; зимой ходит под легким в'юком. Отдохнув третье лето, он поступает в обучение под верх. Его учат подростки лет 16 - 17. Некоторые олени быстро поддаются обучению, другие долго бегают, сбивают седоков, но в конце концов выучиваются. Зимою на нем ездят изредка верхом, но на недальнее расстояние; как правило, он должен ходить под вьюком. Лишь после четвертого лета он становится «самый сильный жеребец»; с осени его берут на промысел и он получает полную нагрузку.
 
Самка оленя, проходив первое лето в качестве ядзагашки, а второе хуаная, осенью получает первый вьюк, но не больше 1 пуд. 10 фун. или в крайнем случае l1/2 пуда. В «Покров» она гоняется; в мае она телится. На третье лето она доится, а на четвертую зиму получает полный вьюк в 2 пуда. Матух для перевозки вьюков тоже приходится учить. Некоторые сразу осваиваются с вьюками, другие же начинают с ними бегать, стараются их сбросить, но при некотором терпении все же покоряются своей участи.
 
Термины взрослых оленей следующие: жеребец—Етер-дара,  бык—О к т a j а р а,   матуха—И н г ё н.
 
Рога жеребцов самые крупные и ветвистые; рога быков несколько меньше. Матуха имеет рога значительно меньше и тоньше. У жеребцов и матух рога ороговевают с Семенову дню— «кровь уйдет и кожа слезет». У оленя-быка рога «долго теплые бывают». «До Покрова еще с кровью». В эти же сроки олени снимают шерсть и кожу с рогов, обчищая их о деревья. Жеребец сбрасывает рога на Николу (Вешнего—22 мая); матуха после того, как отелится—«ядзагашку принесет и рога бросит». Бык же сбрасывает рога в марте. Но рога представляют собой значительную тяжесть, бесполезный груз, утомляющий оленя; поэтому рога обычно спиливают перед началом осеннего промысла, т. е. около Семенова дня (14 сентября). Некоторым матухам, у которых рога небольшие, последние не спиливают. Рога начинают пилить «от Успения» (28 августа). Но т. к. рога нельзя пилить, когда они еще с кровью, а быки в этом отношении сильно запаздывают, то для ускорения процесса их усыхания рога быку перевязывают. Тогда к «Семенову дню», т. е. с наступлением морозов, они подсохнут, и их тоже можно отпилить.
 
Как уже говорилось, олени гоняются около «Покрова», а телятся в мае, когда снег растает. С окончанием таяния снега должен быть связан отел. Если теленок родится раньше, он замерзает и погибает. Несвоевременное возвращение холода и снега тоже губительно отражается на молодняке. О карагасском олене сейчас идет много разговоров; общепризнано, что он лучший из всех оленей. Предполагается его использовать, как производителя. Несомненно надо учесть ранний отел карагасской разновидности оленя и неспособность телят выживать на снегу. При переведении оленей на север это может послужить крупным препятствием для акклиматизации этой южной разновидности.
 
Дикий олень иногда покрывает домашнюю самку оленя; но это считается нежелательным: «приплод дикий и непослушный получается». Половое влечение дикого самца настолько сильно, что он «как пьяный приходит, ничего не боится и не понимает» опасности. Этим моментом часто пользуются карагасы. чтобы стрелять диких оленей.
 
Рисунок ученика карагасской школы Якова Токуева.
Изображает карагаса, ведущего в поводу оседланного   оленя.
III.
Седлание и вьючение.
 
Грузопод'емность оленя не велика. Карагасы строго различают живой и мертвый груз. Под верх употребляют только быков. Если их мало» то в силу необходимости седлают жеребца. Нормально же жеребца, употребляют для перевозки мертвого груза. Карагасы мужчины очень легки по весу, не говоря уже о женщинах: редкий мужчина весит около 4-х пудов. На ездового оленя никакого груза не кладут. Таким образом, максимальная нагрузка живым грузом является 4 пуда, при чем с горы всадник обязательно спешивается.  Грузолод'емность, о которой говорит проф. Д. К. Соловьев, а за ним повторяет С. А. Грюнер - 6 пудов - несомненно недоразумение или в лучшем случае исключение, а не норма 1).
 
1)Д. К. Соловьев. Саянский промыслово-охотничий район. П. 1921, стр. 145.
 
Мертвый груз кладется на матух, которые употребляются только под вьюк; «силы мало у нее». Мертвый же груз кладется и на жеребца и быка, если есть свободные. Для матухи норма трузопод'емности 2 пуда, для быка и жеребца 3 пуда. Кстати отмечу, что норма нагрузки «доброго коня» в Саянах - 4 пуда.
 
На каждого оленя кладут снизу войлок (покупается у бурят, местное кустарное производство), на войлок—особую покрышку, сшитую из шкурок,, снятых с оленьих голов (очень прочный мех); поверх кладут оленье вьючное седло (ангарчак). К седлу приторачиваются летом два тося с каждой стороны -  полотнища из бересты для покрышки юрты. По бокам свешиваются переметные сумы с продуктами или инвентарем. Карагасы очень точно уравновешивают вьюки, т. к. иначе, благодаря специальным особенностям седлания оленя, вьюки весь путь будут сбиваться на сторону. Сверху навязывается ведро, квашонка, а на спокойных оленей детская зыбка с грудным ребенком или детское седло, на котором закутанный в меха сидит малыш лет трех-четырех. При кочевках все олени связываются длинным караваном. На переднем сидит хозяйка; на втором вьюк и ребенок; дальше вьючные олени. Хозяин и взрослые сыновья едут поодаль обычно на конях.
Седовые седла такие же, как и для коней. Седла эти делают Окинские буряты. Но некоторые карагасы тоже умеют делать седовые седла. Это так называемый санагинский тип седла - очень легкое, маленькое седло с высокой лукой, украшенное серебром. Седлают оленя так: снизу кладется выделанная, как замша, кожа кабарги, на нее кладется бурятский войлок, сложенный вчетверо, потом толстая кожа русской выделки (полувальная,  черная),  наконец, седло.  Седло кладется позади лопаток несколько ближе к ним, чем у коня, но не так сильно надвигают на лопатки, как это делают, например, ламуты. Стремена для легкости делаются деревянные. Подпруга одна-туго затягивать нельзя. Сзади оленя охватывает нечто вроде шлеи, спереди подгрудник. Садиться со стремян нельзя. Надо подвести оленя к пню и осторожно сесть на седло, после чего можно вставить ноги в стремена. Сидеть на олене европейцу крайне трудно: седло под ним крутится на круглой спине оленя и сбивается то на правый, то на левый бок; приходится балансировать. Отчасти неустойчивости седла способствуют подвижность кожи оленя и его пышная шерсть. Но карагас легко и плавно едет на олене без всякого труда и напряжения, сохраняя равновесие и держась твердо в шенкелях. Посохов на подобие тунгусских карагасы не знают. При слезании с оленя надо, не упираясь на стремя, сразу спрыгивать, соблюдая опять-таки предосторожность. Узда крайне простая - небольшой ремешок Охватывает голову под рогами и обходит под шеей. Повод только один; он обходит голову слева и его держат в левой руке. Если надо ехать налево - тянут повод; если надо направо - перекладывают повод на шею. Чтобы заставить оленя бежать скорее, шевелят повод и веточкой слегка ударяют по крупу (пугают). Его бить нельзя; он очень нежный и легко заболевает. Во время учета оленьих стад часто причину смерти того или иного оленя карагасы указывали так: «упал с вьюком на льду, похворал, потом и умер», - «лягнул другой олень» и т. п. Карагасы считают своего оленя очень чувствительным и крайне бережно с ним обращаются. Командное слово только одно - звук эу-эу-эу нечто среднее между рычанием и отрыжкой; звук тихий, но достаточный, чтобы заставить оленя слушаться.
 
Таким образом, карагасский олень является исключительно вьючным верховым животным. Об упряжке оленей карагасы никогда не слыхали, хотя реки, текущие меридианально, соединяют карагасские земли с «жилым местом», а в будущем дадут возможность использовать его, как упряжное животное для несения службы сообщения между культбазой и железной дорогой.
 
Рисунок ученика карагасской школы Мих. Мухаева.
Изображает лося.
Под рисунком подпись: «сохатый».
 
 
 
 
 
 
::Другие материалы по теме::
        Наше Предложение по заброске в Тофаларию:
 -
авто и авиа доставка на территорию Тофаларии;
 - наём коней, контракт с проводником;
 - аренда средств спутнико- вой связи.
 
 
 
 
 
    Средства выживания.
                          
   Telit SAT-550.
                     Радиотелефоны.
                          Радиостанции.
 
                  
Рюкзаки и палатки.
 
                                                                                                              Спутниковые телефоны *  Радиотелефоны * Радиостанции
   © 2005 г.                                                                                Главная *  Тофалария *  Тофы о Родине  Про связь  * Фотоцентр *  Контакт
Tofalaria.Ru * Жизнь полна приключений                                                                                                                                                                                             
                      При копировании и использовании материалов с данной страницы просьба указывать источник получения информации, вэб-сайт http://www.tofalaria.ru