Главная                Тофалария                Тофы о Родине                Про связь                Фотоцентр                Контакт                           Гостевая книга
      
 
IV
Пастьба.
 
Очень важным вопросом в деле пастьбы оленя летом является вопрос о выборе места для выгона.
Оно должно отвечать целому ряду условий, из которых важнейшие - удобства оленей, а второстепенные - удобства хозяев.
 
Прежде всего это высокогорные луга на Саянах выше линии леса - единственные места, где олень может себя чувствовать хорошо летом. Общий вид летних стойбищ таков. Широкая долина, окруженная горами так, чтобы олени не смогли разбредаться в разные стороны. Стараются выбрать замкнутую долину, удобную для наблюдения за движением оленьего стада. Последние редкие деревья залезают сюда снизу и дают возможность поддерживать неугасимый огонь в юрте карагаса - огонь, без которого немыслима жизнь человека в этих сырых и холодных местах. Кругом тундра. Мох и ягель образуют широкие поля. Кочки поросли кукушкиным льном. Травинки
тут и там пробиваются по склонам. Всюду заросли карликовой березы - любимой пищи оленя в первую половину лета. Последние приветы весны - цветы здесь распускаются в конце июля и начале августа. Желтые крупные грозди кашкары, полярные колокольчики, у воды водосборы и на более сухих склонах бледный полярный мак. Кое-где, там, где остались свободные от порослей пространства и со звонким шумом несутся вниз от ледяных полей ручьи, скромно выглядывают своими насыщенно-синего цвета головками крупные горные фиалки. Эти цветы без запаха - одинокие беглецы из счастливых теплых долин - так радуют глаз среди однообразно-серого, мягкого, мокрого ковра высокогорной тундры» Зато выше расстилается суровое пространство: высокие зубчатые горы окружили долину. Вниз с их макушек осыпается щебень - там ничего не растет и.олень туда не двинется. Кое-где среди диких вершин отдельными белыми пятнами лежит вечный снег. Оттуда дует благодетельный холодный ветер, отгоняющий от оленей паутов, комаров и мошку. В жаркие или теплые дни, если можно назвать теплом неизменную свежесть гор, олень себя плохо чувствует: он тяжело и прерывисто дышет и имеет удрученный вид. Особенно он чувствителен к насекомым. Только сядет на него овод, он мгновенно всем телом вздрагивает и
овод слетает с него. Олень буквально не дает присесть своему врагу. Остальные олени смотрят на незваного пришельца глазами, полными страха, и отгоняют его во время полета мордами от себя подальше. Чувствительность оленя поразительно велика. Легкое прикосновение руки заставляет оленя сгибаться; он даже не любит, когда его гладят по спине.
 
Уход за оленями очень прост. Летом, когда много хозяев стоят в одном месте и олени образуют одно большое стадо, они держатся довольно дружно  вместе,  и хотя и разбредаются, но не теряют друг друга из вида. Ночью олени пасутся по окрестным горам, выбирая весной свежую траву и ощипывая веточки карликовой березы, а ближе к осени собирая ягель и грибы (особенно любимая ими пища), утром за стадом отряжается молодежь, которая его загоняет в середину табора. Здесь самки привязываются для отстоя, а после удоя отпускаются. В ветряные дни олени бродят кругом стойбища; жеребцы и быки иногда убегают довольно далеко. То же происходит и в дождливые дни. Зато в дни тихие и солнечные («ведренные»), когда даже в Белогорье залетают редкие пауты (оводы), олени держатся целый день внутри стойбища. Если паут и мошка их сильно беспокоят - им устраивают дымокуры. К вечеру все стадо опять вместе отправляется на пастбище и, конечно, без пастуха. Когда оленей отпускают пастись, к их шее ботало почти никогда не привязывают, изредка разве, если удается достать у русских: своих карагасских ботал нет. Если олени потеряются, посылают молодежь искать. Ищут по следу. Собак на это время обычно привязывают у юрты. Есть такие собаки, которые еще оленя в тайге или на горе начнут гонять.
В лучшем случае они бесполезны; как исключительно промысловые, они к сторожевой службе не приучены и оленей не пасут и не караулят.
 
Только если потеряется олень, то берут собаку искать след: «если зверь задавил - собака узнает». Шкуру с задавленного волком оленя снимают, если она еще годится. Если волк только задавил оленя и олень целый лежит, то можно есть его мясо; если же разорвал оленя, наелся и ушел, то такое мясо есть нельзя. По мнению карагас, волки, наевшись, остаток туши опрыскивают своей мочей и мясо делается «поганым». Медведи не давят оленей — олени убегают от них; ядзагашек он изредка давит и если поймает, то с'едает без остатка.
 
Рисунок ученика карагасской школы
Иннокентия Кокуева.
Изображает карагасское стойбище (юрты, олени, люди).
 
 
V
 Продукты    оленеводства.
(Кожа, волос, пища, молоко).
 
Олень дает разнообразный материал, отчасти применяющийся в карагасском обиходе. Его кости и рога совсем в дело не идут; из меха шьется шуба, из камасов - обувь. Мех ядзагашек идет на детские тулупы. Юрту карагасы оленьим мехом никогда не кроют, мотивируя тем, что «для юрты  не   годится:  для  юрты   сохатиную   надо: шерсть снимаем, дымим, потом мнем и колотим, мягкая бывает. Этой юрту покрываем» 1)
 
1)Карагасская  юрта  зимой покрывается  лосинной замшей.
 
Из сухожилий оленя сучат необычайной прочности нитки, которыми шьют обувь и шубы. Замшевую покрышку зимней юрты тоже сшивают сухожильными нитками. Как материал для постели, олений мех употребляется только, как зимняя подстилка. Одеяло из него не делается, предпочитают покупное баранье (бурятское). Прекрасный материал - олений волос, который можно бы в изобилии собирать летом, когда олень линяет, не применяется - ему предоставляется упасть на землю и втоптаться в грязь; между тем его легко можно огребать руками с оленя. Он по качеству много выше кабарожьего и идет у нас на набивку подушек для седел, спасательных кругов, матрацев, мебели и т. п. надобности, где необходим волос не ломающийся и не сваливающийся в комки. Спрос на олений волос на рынке имеется и сбыт ему обеспечен. Небольшое количество волоса употребляется карагасами. как гигроскопическая детская подстилка. Даже белому подшейному волосу оленя никакого значения не придают и его бросают. Только небольшое его количество идет на вышивки преимущественно культового характера.
 
В пищу идет почти все: мясо, язык, кишки; кости ломают и с'едают   мозг, а остатки отдают собакам.
 
Оленуха доится только в течение лета. Отел хотя и происходит в мае, но главное количество молока для пищи она дает после перекочевки на летние высокогорные пастбища. Тогда карагасы собираются большими группами по 10-15 и больше хозяйств и оленей сбивают в одно стадо. Ночью олени свободно пасутся по соседним склонам и моховищам, а утром посылают ребят в горы пригнать оленей. Когда олени пригнаны, их ставят на отстой в середину стойбища. На карагасском стойбище юрты ставятся всегда по кругу, а в центре располагается пригон для оленей. Здесь же стоят оленевязи одна или несколько, имеющие вид козел, украшенных резной деревянной фигурой глухаря и лежат жерди для ядзагашек. На отстое оленухи выдерживаются около двух часов. Ядзагашки в это время лежат рядком, привязанные при посредстве особых недоуздков к упомянутым жердям. Здесь они спокойно лежат, пожевывая жвачку. Быки и хуанаи находятся вместе с матками. На отстое оленухи проводят около двух часов, после чего наступает время удоя. Тогда хозяйка берет матуху и привязывает ее за глухаря к козлам и, отвязав ядзагашку, подводит его к матухе. Теленок сильными ударами морды бьет по вымени, чем вызывает отделение молока. Затем дает ему рукою пососать из обоих сосков и отводит обратно к жерди. Карагаска доит в маленькую берестяную коробочку (чумашгсу), которая ей служит подойником. В один удой оленуха дает 1/2 — 3/4 стакана молока, которое карагаска сливает в берестяное ведерко с крышкой, сшитое из нескольких кусков бересты при помощи ниток из конского волоса. Оленуху дают дососать ядзагашке, после чего ее отпускают, а ядзагашку опять
привязывают к жерди. Оленуха далеко от стойбища не уходит, а бродит поблизости, т. к. не решается оставить своего теленка, который лежит целый день у жерди и жует свою жвачку. При доении помогают дети, преимущественно девочки; на их обязанности лежит приводить и уводить ядзагашек.
 
К вечеру оленуху опять ловят и доят тем же способом. В общем она дает 1-11/2 стакана молока в сутки. Молоко густое 1) вроде сливок,
 
1)20%% жира по С.  А. Грюнеру для  лапландских оленей.  К вопросу о статистике оленеводства. Северная Азия, 1926,№ 4, стр. 47.
несколько терпкое на вкус. Пить его в чистом виде очень трудно. Его пьют с чаем и солью. Летом это главная пища карагас. У кого много оленей, тот приготовляет простоквашу, которую дают только детям. В прежнее время богатые рленями карагасы приготовляли масло, но это было давно, современные хозяйки даже не знают способа его приготовления. Мне довелось есть масло из оленьего молока у окинских сойотов, приготовленное на подобие нашего «сливочною масла». Оно очень плотной консистенции и очень жирное (салообразное). В виде топленого масла оно имеет зеленоватый цвет. После вечернего удоя девочки отвязывают ядзагашек и уводят оленух по
одной за стойбище. Ядзагашка бежит сзади. Оленуху пускают пастись. Теленок сосет ее ночью и кроме того ест траву и ягель. Всю ночь оленье стадо пасется, а на утро за ним опять посылают молодежь. Иногда олени заходят далеко; тогда дневной удой опаздывает.
 
От «Семенова» дня оленуха начинает постепенно уменьшать молоко и к «Покрову» прекращает. Около этого времени олени начинают гоняться. Редкая оленуха доится понемногу после Покрова один, самое большое - два месяца.
 
Доится оленуха легко и без сопротивления. При доении стоит много спокойнее нашей домашней коровы. Карагасским оленухам совсем несвойственен тот буйный характер, который С. А. Грюнер так картинно описал для северных важенок 1).
 
1)Там же, стр. 47.
 
На зиму запасают некоторое количество мороженого молока, сохраняя его в сосудах, приготовленных из оленьего желудка. Для изготовления этого сосуда берут желудок убитого оленя, выворачивают наизнанку и разрезают на две части. Получают как бы два мешка, которые набивают ветками карликовой березы и сушат, привязав на потолке пониже дымового отверстия юрты. Осенью, когда устанавливаются морозы, в желудок начинают наливать молоко и замораживать. Этим молоком   кормят только детей (взрослым даже гостям не дают). Детям дают или по куску замороженного молока или же размешивают его в чае. Стараются молока запасти побольше, но даже у многооленных на всю зиму его не хватает.
 
 
VI
Длительность жизни и забой оленей.
 
Длительность жизни оленей сравнительно велика - хорошая матуха живет 20 лет и почти каждый год телится; в течении жизни она несколько раз отдыхает; изредка матуха приносит двойню. За всю жизнь она приносит от 10 до 12 телят; maximum 13; редко больше. Средняя матуха живет около 15 лет и соответственно меньше раз телится. Бык, если ему доводится много работать, больше 10 лет не выносит, если же ему давать среднюю работу, то доживают до 15 лет. Вообще много зависит от качества ухода и количества работы. У многооленных хозяев олень живет дольше. У бедняков олени гибнут чаще. Это еще одна причина, почему малооленному карагасу трудно подняться на ноги. Когда приближается конец жизни оленя, его откармливают и бьют, когда зажиреет.
 
При очень бережном обращении олени-быки живут и до 18 лет. Но к этому времени быки с'едают до основания свои зубы. Последнее обстоятельство является решающим для оленя: без зубов он не сможет прокормиться зимой и выдержать все ее тяготы. Он все равно умрет с голоду только тощий, поэтому выжидают, когда он на мягком осеннем корму от'естся и зажиреет, и тогда его забивают. Мясная продукция хорошего откормленного быка 5,5 пудов. Больше 6 пудов не бывает - последнее как исключение.
 
Убой оленей производится следующим образом. Оленя отводят за стойбище на чистое место. Там его ставят в удобную для нанесения удара позу и отгибают голову вправо. Карагас подходит сзади слева, прицеливается и обухом топора наносит сильный удар между рогов. Оглушенный олень падает. Уже лежачему наносят еще 3 удара по тому же месту, но олень продолжает подавать слабые признаки жизни. Тогда ему разрезают кожу на шее у второго позвонка и засовывают нож в спинной мозг. Олень наконец умирает. Нож вытаскивают, отверстие в коже
затыкают травой, чтобы кровь не вытекала, и прорезают бок в области сердца. В это отверстие вставляют острую палочку и протыкают ею сердце. Делается это для того, чтобы кровь стекла в брюшную полость. После этого оленя кладут на спину. Оленю разрезают кожу у горла, достают сонную артерию,   наматывают ее на  палочку и   закручивают   последнюю вокруг оси, чтобы при дальнейшем вскрытии кровь не вытекала. Теперь проводят разрезы от шеи до заднего прохода и от этого основного разреза до копыт ног по внутренней стороне. Кожу начинают снимать с ног, потом переходят на грудь и брюхо. Работают обычно 6 человек ножами и руками, отдирая
кожу от туловища и подрезая мездру. Начинают обдирать с одного бока, обычно с правого. Пока обдирают, оставшиеся незанятыми люди срубают ножами ветки карликовой березы и несут охапки ее к месту убоя. Из березы делается подстилка, на которую перекладывают оленя. Ободрав кожу с правого бока, оленя перевертывают на ободранный бок и принимаются обдирать левый. Одновременно с этим, вынимают палочку из сердца. Кожу, отрезая по шее, отделяют от головы, на которой остается ее кожа. Отделяют penis, к нему прикладывают два куска подкожного сала из области подкожной клетчатки половых органов и кладут все это в сторону.
 
Брюшину вскрывают вдоль и по диафрагме. Отделяют желудок и розыскивают вход в него пищевода; последний на этом месте перевязывают, чтобы содержимое желудка не вылилось в полость брюшины. Затем отделяют все пищеварительные органы и, вынимая их, кладут особо на ветки березы. Отрезают печень и выпускают всю кровь в область брюшины. После этого женщины принимаются вычерпывать большими ложками кровь из полости брюшины и наливают ее в кадушки и туяски. Когда эта работа кончена, женщины принимаются очищать тонкие кишки от содержимого, для чего пропускают их между пальцами, выдавливая зеленую кашицу. Они же вскрывают желудок и вываливают на землю его содержимое, моют требушину в воде, а также чистят толстые кишки.
 
Между тем, мужчины вскрывают грудную полость, вынимают сердце, легкое, отрезают целиком обе передние ноги с лопатками, отделяют от туши задние ноги, но ягодицы оставляют на крестце. При чем у ног подрезают все связки суставов. Далее отделяют грудную кость с грудиной особо и особо же обе реберные части, подрезав связки и мускулы и подломив их выгибанием наружу; голову отделяют от туши, рога отрубают и, если они еще свежие, т. е. содержат кровь и обросли шерстью, то отдают собакам, которые жадной толпой ожидают, что и им перепадет
что-нибудь. Наконец, бережно вынимают глаза и завертывают особо с тем, чтобы по окончании свежевания унести их далеко в горы и спрятать в потайном месте, где бы никто не мог их тронуть. Кожу с головы снимают особо. Из шести таких кож сшивается коврик-чепрак; его кладут поверх войлока под седло оленьего вьюка.
 
Куски делаются все мельче и мельче. Когда все разрезано, то приступают к дележу мяса сообразно тому принципу, который соответствует каждому данному случаю. Например, оленя решают с'есть 4 хозяина,   в том числе и хозяин   оленя.   Стоимость оленя 40 рублей - разделяется на 4 пая - 10 рублей пай. Хозяин получит 30 руб. и свою 4-ую долю мяса. Пайщики могут уплатить деньгами, товарами, пушниной из будущего промысла и т. д. по соглашению с
хозяином. В данном случае мясо разрезается так, чтобы в каждой четвертой части было равное количество того же сорта мяса. Иногда один пай берут двое и делят этот пай между собою.
 
Летом забой оленей обычное явление, когда стоят в Белогорье, мука кончается, а ехать за ней в потребиловку на Сасырку и обратно 10-12 дней пути. Оленя покупают вскладчину и делят по числу пайщиков. Хозяин берет себе кожу. Товары, которые могут заменить деньги, следующие: чай кирпичный, войлок, порох, дробь, мануфактура. Если какой-нибудь из видов товара не нужен хозяину, он может его не принять, тогда надо подыскать другой вид товара. Неимущий   может у одного из пайщиков занять мясо с тем, чтобы вернуть мясом же, когда представится случай.
 
 
 
VII
Б о л е з н и.
 
Карагасские олени подвержены эпидемиям. Последняя эпидемия была в 1919 г., когда олени пали в большом количестве; в 1920 году эпидемия возобновилась, но не приняла таких угрожающих размеров и быстро затихла. После этой эпидемии карагасские стада значительно поубавились, и многие карагасы «пешие остались».
 
Этой эпидемии предшествовала несколько менее жестокая в 1910 году. В настоящее время эпидемий не наблюдается. С периодом болезней совпадают по наблюдениям карагас периоды нашествия волков. Особенно много волков было в последнюю эпидемию. «Тогда волки в каждой пади стояли, а теперь их вовсе нет - ушли».
 
По рассказам карагас, это была копытная болезнь. Она совпала с несчастном сугланом на Марне, когда карагасы заболели чем-то вроде испанской инфлуэнцы. Первый раз копытная болезнь пришла лет 15 тому назад, т. е. около 1910 года. Рассматриваемое нами десятилетие как раз совпадает с огромной потерей оленей от упомянутой эпидемии 1919-1920 года. Опросные данные указывают, что до этой эпидемии у карагас были стада по 200 и 300 голов у богачей. Теперь таких стад нет. Когда случается эпидемия, карагасы ничем не лечат: «глядим и только; помогать не знаем».
 
Ветеринарного изучения  эпидемии не было. О последней эпидемии карагасы рассказывали: копыта пухли - «ахсай быргын, тую турлы быргын»
 
Бывают и такие болезни, что «голова пухнет, шея пухнет, из носу сопли шибко текут. Шибко олень хворает, ходить не может, много так пропадает». Некоторые карагасы описывали эпизоотии так: «У оленей болели копыта, ноги пухли, большие ноги делались; лежали олени и не могли ходить и тут же пропадали; где лежит олень, там и пропадает. У других оленей еще внутри болело. Те, которые хворали копытами, - долго хворали, а которые нутром болели, те скоро пропадали. Некоторые болели и нутром и копытами, другие только копытами или только нутром». Есть еще одна болезнь, которую я назвать не решаюсь: по личному сообщению С. А. Грюнера она не изучена. Болезнь эта делается только у старых быков и то не всегда. У жеребцов и матух она никогда не бывает. Как общее явление, у большинства быков под правильно растущими рогами образуются изящные, мягкие, поросшие нежным волосом, привески, свешивающиеся вниз; они напоминают собою плюшевые шарики, украшающие нашу мягкую мебель. В небольшом количестве они безвредны и разве только могут служить украшением. Но эти привески – calбapa - остаются всю зиму мягкими и наполненными кровью, в то время, как рог уже давно высох и отвердел. Отрезать их карагасы не умеют. Наконец в марте бык сбрасывает рога, но его привески не отваливаются вместе с рогами1).
 
1)Д. К. Соловьев (Саянский промыслово-охотничий район) на стр. 149 дает изображение такого оленя и называет эту болезнь «деформация рогов». С. А. Грюнер предлагает ее назвать «новообразование».
 
На следующую весну, когда снова отростают рога, прибавляется и привесок. С каждым годом их делается все больше и больше. Наконец их становится так много, что они закрывают оленю глаза; он или с трудом смотрит, если имеются просветы между привесками или ничего не видит, когда они закроют ему окончательно глаза. В первом случае он плохо ест, во втором совершенно теряет возможность искать пищу. Когда приближается критический период, оленю дают отдохнуть и зажиреть, а потом забивают на мясо. Эта болезнь - довольно редкое явление. «Не на каждую сотню оленей найдешь такого». Обычно глаза начинают окончательно заростать после 10 лет.
Некоторое время олень смотрит одним глазом. Часто в этой массе привесков, свисающей, как колтун, заводятся «черви» (личинки мух), они беспокоят оленя; последний бежит куда-либо в горы и там гибнет, сорвавшись со скалы или утонув в озере. Привески эти наполнены кровью и легко могли бы быть удалены простой ампутацией. Некоторые карагасы пробовали срезать, но не умели остановить кровотечение, и олени все равно гибли. Э. К. Пекарский описывает аналогичные наросты «онкто» у оленей приаянских тунгусов. «По словам тунгусов, наросты содержат кровеносные сосуды и, если  нарост  срезать,  то  олень может умереть, истекши кровью. Чтобы удалить нарост, шейку его очень туго перевязывают конопляной ниткой, и дней через 5 - 6 нарост отпадает. Осенью, когда у оленя выростают рога, нарост отпадает сам собой»1).
 
1)Пекарский Э. К. и Цветков В. П. Очерки быта присаянских тунгусов. Сборник Музея Антропологии и Этнографии
при Российской Академии Наук, т. II, в. I, стр. 26.
 
Повидимому, собеседники Э. К. Пекарского в данном случае не точно передали действительность: наросты, если это те же, что и описанные мною, не отваливаются каждый год, а наоборот из года в год накапливаются.
 
 
VIII
Убыль и пополнение оленьих стад.
 
Убыль оленьих стад,  так ярко  отразившаяся  на таблице № 2 графа 9 - за последнее десятилетие осталось 41,1 % первоначального количества оленей - есть явление не случайное, а начавшееся повидимому давно. Не говоря уже о том, что старики вспоминают о когда-то больших стадах, мы имеем совершенно конкретные цифры, данные рядом домохозяев. Цифры указывают общее количество оленей с молодняком. Еще более точные цифровые данные о количестве оленей у отдельных хозяев мы имеем относительно Гутаринской подгруппы,  где еще и сейчас живут те хозяева или их наследники, которых в 1913 году обследовал проф. Д. К. Соловьев 2),
 
2)Соловьев Д. К. Саянский промыслово-охотничий район. Петербург. 1921. стр. 288-289.
 
имея намерение их выселить из пределов заповедника (см. 3 последние строки таблицы). Лет 15-20 тому назад оленей было еще вполне достаточно.   Даже самый бедный карагас имел 25-30 оленей; средняк 70-80 голов; богач 150-200. Тысячных стад по воспоминаниям карагас никогда у них не было.   Теперь же в среднем на хозяйство 14,7 оленей.  Уменьшение стад карагасы об'ясняют копытной болезнью и волками.   Раньше,  по их  словам,  в  тайге было очень мало волков, но лет 15 тому назад они появились в большом количестве.  «Раньше было много  изюбрей, лосей, кабарги, на каждом мысу можно было найти.   Тогда меньше забивали оленей - дикого мяса  и без  того было много».   Но вот уже 3 года,  как опять мало волков в тайге.
 
Против волков карагасы совершенно бессильны бороться. Ни стрихнину, ни капканов они не применяют. Как только появятся волки и задавят оленя, они снимаются с места и спешно откочевывают подальше. Пока волки заняты задавленным оленем, карагасы стараются передвинуться так, чтобы дождь или снег занесли их след и чтобы волки их вновь не отыскали. Часто появление волков служит сигналом к тому, чтобы бросить летние кочевья и спешно разбрестись в разные стороны.
 
 
::Другие материалы по теме::
        Наше Предложение по заброске в Тофаларию:
 -
авто и авиа доставка на территорию Тофаларии;
 - наём коней, контракт с проводником;
 - аренда средств спутнико- вой связи.
 
 
 
 
 
    Средства выживания.
                          
   Telit SAT-550.
                     Радиотелефоны.
                          Радиостанции.
 
                  
Рюкзаки и палатки.
 
                                                                                                              Спутниковые телефоны *  Радиотелефоны * Радиостанции
   © 2005 г.                                                                                Главная *  Тофалария *  Тофы о Родине  Про связь  * Фотоцентр *  Контакт
Tofalaria.Ru * Жизнь полна приключений                                                                                                                                                                                        
                      При копировании и использовании материалов с данной страницы просьба указывать источник получения информации, вэб-сайт http://www.tofalaria.ru