Восточный Саян. Перевал Федосеева, Агульское озеро, Долина Орзагая, Ледник Кусургашева, Агульские Белки, Первая Фомкина, Вторая Фомкина речки

Авиа - конно - пеший, плюс сплав 2007

Маршруты по Тофаларии

Свой кошмар всегда лучше чужой гениальности

.........................................................................................................................................................................

В ГОРАХ
ВОСТОЧНОГО САЯНА
2007

(заметки кинематографиста)

фотографии
А.СВЕШНИКОВА
Н.БОРСУК

18 июля.

Несмотря на жару, которая донимает нас днём по полной программе (вместе с кровожадной мошкой), ночью подмораживает, и утром вода в ручье покрывается тонким слоем льда, а на растениях выступает иней.
Сегодняшний поход на Киштинский водопад пришлось отложить из-за моей распухшей и сильно болящей коленки. По этому поводу я объявил «парко-хозяйственный день».
Мы с Надей по очереди искупались в Голубом озере. Вода ледяная, и больше двадцати секунд я не выдержал, Надя же плескалась долго и радостно, чему я  по-настоящему завидовал.
Серёга Лепёхин решил со второй камерой сходить на разведку в сторону Малой Кишты. Вечером он пришёл возбуждённый и счастливый, сказав, что долина Малой Кишты и сам водопад – зрелище неповторимое по красоте и масштабу. Посмотрев материал, я с этим вполне согласился и решил во что бы то ни стало завтра втроём (с Надей и Серёгой) пойти к водопаду.
Лепёхин снимал долину с противоположной стороны с горки и потому не мог с точностью сказать, насколько проходима долина на подступах к водопаду. Так или иначе, завтра нам предстояло это узнать. Главное, не подвела бы меня  коленка!
Сегодня по моей просьбе Надя с Глебом наковыряли маральего корня и заварили из него чай. В 2004-ом году я запомнил мягкий сладковатый вкус этого замечательного напитка, который, к тому же, обладает хорошими тонизирующими свойствами и придаёт силы. Для завтрашнего похода они нам пригодятся.
Серёга по-прежнему «не воспринимает» Витю. Особенно после его «ухода на фотосессию». Мои беседы на тему «Давайте жить дружно!» мало что дают. Я, конечно, переживаю, пытаюсь балансировать между ними, но моя самая главная цель – снять кино и всем вернуться из экспедиции в целости и невредимости. Всё остальное – не так важно, в конце концов. Единственный мой настоящий друг в этой команде – Надя! Она замечательная, хорошая, исполнительная девочка, которая, правда, почему-то слегка меня побаивается, но это пройдёт. Не такой уж я страшный на самом деле. Я же к Надюшке испытываю самые добрые и нежные чувства, на которые только способен. И, действительно, благодарен судьбе за этот прекрасный подарок!
Странная экспедиция! Странная и не похожая на все предыдущие. Вокруг – сказочные Саяны! Красота, не поддающаяся никаким описаниям или запечатлениям на фото или видео. Иногда возникает ощущение, что всё происходящее мне только снится!..
Вечером ели борщ из черемши и даже позволили себе по 20 граммов бальзама с чаем.
А в иссиня-чёрном совершенно безоблачном небе пролетали над нами многочисленные спутники. Все летели по часовой стрелке. И только Китайские, как говорил Серёга, наоборот. С этого дня у нас вошло в привычку не укладываться спать, пока не проводишь взглядом пару спутников в ночном небе.

19 июля.

Я встал в шесть утра, стараясь не обращать внимания на коленку (это почти удавалось), и начал готовить завтрак. Витя уже собирался на свою фотосъёмку. Что ж, у него «своё кино», у нас – своё. Вскоре картошка уже была готова и чай заварен, я разбудил Серёгу и Надю и мы, позавтракав, засобирались в поход.
Когда я ходил «по делу» в близлежащие кусты, неожиданно метрах в пятидесяти в небольшом распадке взревел медведь и, почуяв меня, ринулся в сторону с недовольным фырчанием, с треском проламывая заросли ивняка. Такое соседство мне не очень понравилось, и я сказал об этом Серёге и Наде. Глеб спал крепким сном, и мы решили его не будить, о чём вскоре пожалели...
Малая Кишта имеет как бы два основных истока. Один – из Голубого озера, а второй – из глубокой перпендикулярной долины с водопадом, с севера от которой находятся живописный перевал Озёрный и господствующая вершина с отметкой 2627 метров.

Вид на водопад и долину Малой Кишты со стороны тропы на Казыр.
Когда мы подошли к месту слияния этих двух истоков, начался хороший летний дождь. Не очень хотелось мокнуть с самого начала пути, поэтому мы спрятались под разлапистым кедром с видом на долину и водопад. Сняв несколько кадров, мы спустились к реке, перебрели её и вдруг увидели идущих по тропе лошадей. Как потом выяснилось, их спугнул мой утренний мишка, и теперь они быстрым шагом направлялись в сторону Казыра. Это нас сильно встревожило. Лошади в Тофаларии не особенно-то ручные, поскольку живут, в основном, сами по себе, пасутся в дикой тайге и не всегда слушаются даже своих хозяев. И все наши попытки как-то их остановить оказались безуспешными. Конечно, будь у нас навык в общении с ними,  всё было бы проще. Но ни я, ни Серёга, ни Надя не умели толком с ними обращаться. И тут Серёга совершил поистине героический прыжок с места прямо на середину реки, который рассмешил нас с Надей до коликов в животе. Это было непередаваемым зрелищем: Сергей со всего маха очутился по пояс в воде, выкрикнув целую тираду нецензурных угроз, но задача была выполнена – лошади испугались и метнулись с тропы в сторону водопада, вскоре скрывшись в кустах. Этого-то Сергей и добивался. Долина, заканчивающаяся водопадом, была «тупиковой», в отличие от бесконечно длинной долины основного русла реки, впадающей затем в Большую Кишту и уходящую в итоге к Казыру. Там-то лошадей мы могли бы потерять окончательно! Поэтому, наскоро посовещавшись, мы приняли решение послать Серёгу обратно на базу, чтобы он рассказал Глебу о случившемся, и тот бы уже сам пришёл отлавливать беглецов. Мы же с Надей, подождав окончания дождя и заодно проверив, не вернутся ли наши лошадки обратно на тропу, вскоре двинулись вдоль левого борта долины по направлению к водопаду.
Путь оказался непростым. Мы то забирались наверх к снежникам, то спускались к многочисленным рукавам реки, но везде на нашем пути встречались заросли ивняка или поросшие густой альпийской растительностью курумы, на которых ноги постоянно проваливались между камней.

Надя на съёмках у Киштинского водопада.
Изредка останавливаясь для перекура и съёмок, мы всё же медленно, но продвигались к заветной цели. Всего по прямой до водопада оставалось не более трёх километров, но Боже мой, какими они были!
Часа через два после ухода Серёги мы увидели Глеба. Он разглядел лошадей на противоположном склоне – они паслись на лужайке на высоте метров двести от уровня Малой Кишты. Через пол-часа лошади были пойманы, и по долине разнеслась «победная песня» Глеба, едущего верхом на чёрном коне, а мы с Надей двинулись дальше.
Когда до водопада оставалось всего метров 700-800, вновь хлынул дождь, да ещё с грозой и сильным порывистым ветром. Надя была в лёгкой ветровке, я – в «энцефалитке». До ближайшего дерева, под которым можно было укрыться, было не менее километра, поэтому мы просто остановились среди курумника, я снял рюкзак с камерой, укрыв его чехлом, а Надя села на камень. Тем временем дождь перешёл в настоящий ливень! Мы стучали зубами от холода, и вид у нас был, прямо скажем, невесёлый. Я даже захотел было повернуть обратно, поскольку продрогли мы до мозга костей, но было страшно обидно, ведь наша цель – Киштинский водопад, была совсем рядом!
И тут в награду за наши мучения среди свинцовых туч совершенно непонятно откуда появились клочки голубого неба. Мы оживились, перекусили предусмотрительно взятой халвой и, когда дождь немного утих, пошли вперёд.
В итоге мы всё же доползли до водопада. Вид вблизи у него, конечно, грандиозный! Огромная масса воды срывается широким языком с уступа и летит добрых тридцать метров вниз на камни, а затем вспененным потоком устремляется по крутому склону в долину. Под самым водопадом курумник был особенно скользким, состоящим из огромных острых камней, перемещаться по которым было трудно и неприятно. А когда мы, теряя равновесие, хватались за камни руками, то на ладонях тут же появлялись струйки крови – настолько камни были шероховатыми и острыми. От воды и от неприветливых камней веяло подземельным холодом. Мы продолжали стучать зубами, и движения от этого были у нас резкими и неуклюжими, как у марионеток. Наверное, забавно было бы понаблюдать за нами со стороны. Но нам тогда было совсем не до смеха. Да и съёмка вблизи водопада оказалась практически невозможной из-за мельчайшей водяной пыли, которая тут же оседала на защитном фильтре объектива. В который раз я посетовал на свою бедность, не позволившую приобрести для «разгона капелек» специальное устройство «Rain Reflector», о котором мы так долго говорили при подготовке к экспедиции.
Но, так или иначе, водопад мы победили и около 20 часов двинулись в обратный путь.
По предложению Нади мы спустились в долину реки, перебрели её и начали двигаться вдоль многочисленных её русел. Этот путь оказался ужасным!  Мы попали в заросли совершенно непроходимых кустов и часто, не найдя лазейки, брели по пояс в речной воде. Вскоре опять полил дождь, но нам было уже всё равно. Мне не хотелось смотреть на Надю: она шла на полном автомате и стоически молчала, стиснув зубы. Я, честно говоря, тоже был на последнем издыхании. Конца зарослям не предвиделось. Я молча упрекал себя за то, что послушался своего «верного оруженосца» и согласился идти «низом». А ведь не «в первый раз замужем», надо было это предвидеть!
Периодически падая и проклиная всё на свете, мы часа через два всё-таки выбрались на склон, по которому шла наша тропа, ведущая к базе. Поправляя рюкзак с камерой, я заметил, что остался без своих наручных часов, в которых были так необходимые в экспедиции барометр, высотомер и график изменения давления. Что делать, Саяны приняли очередное жертвоприношение!
Подходя к тропе, мы услышали свист и вскоре встретили вышедшего нам навстречу Серёгу. Оказывается, он поджидал нас тут уже часа три. Я был благодарен ему, поскольку к этому моменту уже еле тащил свой тяжеленный рюкзак. Серёга взял у меня штатив, и мы зашагали вдвое быстрее.
Еле живые и абсолютно мокрые в полной темноте мы пришли на базу, где, наконец, переоделись и выпили горячего чая, о котором мечтали с Надей весь этот непростой день.

База нашей экспедиции на перевале Федосеева.
20 июля.

До 12 часов дня мы раскачивались: мылись, стирались, сушили вещи и аппаратуру, благо погода позволяла. И только в час дня двинулись с Серёгой и Надей на «Лепёхинскую горку», с которой Сергей впервые увидел долину Малой Кишты, и с которой я рассчитывал снять несколько панорам.
Поднялись на горку мы довольно легко. Подъём оказался пологим, усыпанным ковром альпийских цветов, и даже на самый верх удалось залезть без «применения технических средств».
Вид, открывшийся нам с вершины безымянной горки, вознаградил нас за все труды сторицей. Обзор был практически на все 360 градусов. На юг уходила заманчивая, частично скрытая в дымке «классическая» долина Малой Кишты в сторону Казыра, на запад перед нами лежала живописная долина с водопадом, обрамлённая островерхими гольцами, среди которых просматривались небольшие внутренние цирки с бесчисленными снежниками, озерками, следами снежных лавин и курумниками, а на севере отчётливо рисовался уютный и живописный перевал Федосеева с изумрудным Голубым озером.
Мы сняли множество различных кадров, в том числе один цейтраферный (покадровый) – в сторону водопада, а также «постановочный», в котором Серёга в «образе» Григория Федосеева взбирался на камень, присаживался и задумчиво глядел в сторону «своего» перевала. Впоследствии этот кадр станет заключительным в первой части трилогии – фильме «Перевал Федосеева».
Сегодня я, наконец, впервые за всю экспедицию, был доволен съёмками. То, что мы увидели и нам удалось заснять, было необычайно красивым, запоминающимся и поистине грандиозным!
Так часто бывает: иногда лезешь в непролазные чащи, карабкаешься на крутые горы, ползёшь по острым и коварным курумам, а в результате всего – пара невыразительных кадров, которые, в итоге, не войдут в окончательный вариант фильма. А бывает, что отойдёшь от лагеря всего километра на полтора, заберёшься на какой-нибудь неприметный с виду холмик – и наснимаешь вдруг такое необъятное количество материала, что хватит на целое полнометражное кино!
Честно говоря, возможно, что из-за своей природной лени, но я как раз сторонник таких вот съёмок. Мне нравится неторопливое созерцание, «не сходя с места». Я меняю объективы, смещаюсь всего метров на 10-15, и передо мной открывается совершенно другой мир, который можно снимать бесконечно долго, ожидая изменений в погоде, в освещении, в рисунке облаков. Так произошло и с «Лепёхинской горкой».

Вид с «Лепёхинской горки» в сторону Киштинского водопада и отметки 2627м.
Вечером, когда мы вернулись на базу, нас ожидал сюрприз: к нам пришёл Нижнеудинский фотограф Саша Петрушенко с каюром Ильёй (братом Глеба) и двумя лошадьми. Пополнение произошло и в «собачьей стае». В итоге теперь у нас на базе четыре собаки, пять лошадей и семь человек. Илья с Глебом уже в сумерках отправились «пикать» кабаргу. Я с ними не пошёл, потому что завтра нам предстоит долгий переход до избы в устье Идена. Мы начнём возвращаться, чтобы один день потратить на Чёрное озеро и Гутарский водопад, не снятые по пути сюда из-за дождя.
Охотники вернулись ни с чем, но самым ужасным было то, что пока они отсутствовали, куда-то подевались все лошади. Поскольку паслись они в полукилометре от нас рядом с памятником Федосееву,  в сумерках мы не заметили их исчезновения.
Как потом выяснилось, «увела» коней кобыла, что пришла вместе с Ильёй.
Укладываясь спать, я размышлял о том, что завтрашний выход может быть сорван из-за убежавших лошадей. Это сильно нарушило бы наши планы и потребовало дополнительных расходов, чего совершенно не хотелось в нашей финансовой ситуации...

21 июля.

В 9 утра Глеб и Илья ушли на поиски лошадей, а мы начали потихоньку собираться.
Стояла невыносимая жара. Надя и я периодически окунались в бодрящую водичку Голубого озера. В три часа дня, когда лагерь уже давно был собран, меня стали одолевать сомнения в том, что ребята найдут сегодня лошадей.  Саша Петрушенко ушёл бродить в сторону правого борта долины Киштинского водопада. Мы немного пообщались с ним, обменялись телефонами и договорились, что если они с Ильёй догонят нас у избы в устье Идена, где мы будем стоять как минимум день, то Саша поучаствует в наших съёмках в «сцене у костра», которую я намеревался снять с максимальным количеством персонажей.
Когда я уже был готов отдать распоряжение на обратное развёртывание базы, у памятника Федосееву вдруг появились наши каюры с «беглецами». Оказалось, лошади успели добежать почти до Иденского брода, то есть километров на десять-двенадцать. Я подумал тогда, что ещё пол-дня промедления, и за лошадьми пришлось бы идти в Верхнюю Гутару!
Мы быстро собрались, и ребята принялись вьючить лошадей. Серёга решил отправиться вперёд, не дожидаясь каравана. Я согласился с этим, поскольку путь был известен, а Лепёхин шёл медленнее всех.

Наш караван уходит с базы на перевале Федосеева.
Мы с Надей перенесли съёмочную технику к памятнику Федосеева, и когда караван, наконец, тронулся, запечатлели этот торжественный момент. Было уже 17-30. По пути сняли несколько проходов каравана и ещё раз – брод через Иден (воды в реке стало значительно меньше, и мы даже не замочили штанов). В остальное время «пёрли, как танки». Обратный путь всегда намного легче. Но темп, взятый нами с самого начала, оказался на пределе наших возможностей.
Около одиннадцати часов вечера мы в полном составе собрались у избы в устье Идена. Я из-за обильного пота натёр себе ноги, а Надя ушибла свой многострадальный мениск, что поставило под угрозу вообще дальнейшую экспедицию. Дело в том, что Надя имела многочисленные травмы этой самой коленки в связи со своими занятиями борьбой и буквально за пару месяцев до нашей поездки лежала с этим мениском в больнице. Я очень расстроился, поскольку Надя была основным моим помощником в съёмках, и без неё дальнейшие наши перемещения становились практически нереальными. Как я потом понял, произошла травма в самом начале пути, но Надя, сжав зубы, продолжала идти и никому ничего не сказала, а пройти предстояло ещё около двадцати километров!
В довершение ко всему Витя во время приготовления ужина порезался ножом, а я рубанул топором по пальцу (на счастье, не сильно). Иными словами, к вечеру наша группа представляла собой сборище инвалидов.
Ночью небо вызвездило, а утром набежали тучки и начал моросить дождик.

::Другие материалы по теме::
        Наше Предложение по заброске в Тофаларию:
авто и авиа доставка на территорию Тофаларии;
 - наём коней, контракт с проводником;
 - аренда средств спутнико- вой связи.

Средства выживания.

Telit SAT-550.
                     Радиотелефоны.
                          Радиостанции.

Рюкзаки и палатки.

Спутниковые телефоны *  Радиотелефоны * Радиостанции
   © 2005 г.                                                                                Главная *  Тофалария *  Тофы о Родине  Про связь  * Фотоцентр *  Контакт
Tofalaria.Ru * Жизнь полна приключений
                      При копировании и использовании материалов с данной страницы просьба указывать источник получения информации, вэб-сайт http://www.tofalaria.ru