Заброска на Казыр…

||  Маршруты по Тофаларии

Свой кошмар всегда лучше чужой гениальности

Мы уходим или нет?

Вот вам  батенька и Тофалария. То не впускает, а затем проверяет перед отходом. День на день не приходится. Вчера было солнечно и ласково. А сегодня не понять что. Сразу после полудня отправили киношников. Сухо, солнышко радует переливами облаков. Чуть позже потянуло тучки и обложило по кругу.

Дождь не льёт сильно, но и заканчивать не собирается. В некоем растерянном состоянии провожу большую часть дня. Чтобы не загрустить погружаюсь в чтение какого-то детектива, коих сейчас немеренно на книжных развалах. Не моё чтиво, но лучше, чем депрессняк от безделья.
На предложение Гены стартовать завтра поутру соглашаюсь без нервозности (на погоду), запас времени есть в сутки.
Значит, отосплюсь ещё одну ночь.

Уходить в дождь - хорошая примета.

Не берусь утверждать истинность данного выражения или опровергать. Найдутся доводы в обе стороны. Но вот то, что уход в жижу, погружение в буйство стихии – это приключение определённого рода, есть факт неопровержимый.

Жижа, именно жижа. А иначе как назвать, то, что ожидает путника в этих условиях.
Бродить Гутару, которая буквально на глазах вспенилась после вчерашнего дождичка довольно рискованное дело. Но мы решили, что для нас это неизбежно. Прождав до полудня, трогаем в путь, на Катышный. Для меня это начало отсчёта обратного пути. Все, что было до(!) этого момента – всего лишь хождение от точки до точки с набором впечатлений и эмоций. Это мой(!) отдых. Несмотря на то, что всё прошло не по моим обычным запросам, но всё же  это глоток, необходимый мне, для того чтобы не очень грустить зимой, в ожидании следующего сезона. Отсутствие плана, есть план судьбы. И то, что ожидало нас в этот(!) день было подарком судьбы для меня.

В Тофаларии я всегда(!) переживал минимум одно, но реальное приключение.
Стартуем и входим в поднявшееся русло Гутары. Впереди идёт Гена и Валера, я вхожу последним. Оборачиваюсь назад, прощальный взмах Илье. Он стоит на берегу со своим младшим сыном. Совместный путь на этот раз у нас окончен. Парню необходимо решить домашние дела и отдохнуть немного. Скоро он пойдёт вновь на Катышный за людьми и поведёт караван снова в Казыр. Пойдёт бить тропу, исправлять промахи.

Гена с Валерой уже на середине русла и я вижу, как вода захлёстывает в бок лошадям почти под верх сёдел. Парни, задрав ноги выкруживают коней по дуге к противоположному берегу.
Буквально метрах в трёх впереди от Гены проносит ствол дерева. Огромный, метров шесть-семь, комель как ракета прошёл мимо. Последствия прошлогоднего паводка ещё всплывают. От неожиданности все повернули головы вправо – нет ли там ещё такого тарана. Вот тебе и цирк. А было ровно и гладко.

Мой извозчик, Интеллигент начал забирать левее общего строя и я почувствовал, что уходим на более глубокий участок. Вода мутная и конь теряется при выборе пути. Осознав напутствие Ильи, держать крепче удила и не давать волю коню, я натянул узду и начал «выправлять» направление Интеллигента.

При таком напоре воды для Интеллигента, мерена, это оказалось не простым делом. Немного поборовшись с течением, мы всё же вышли, почти вышли, в общий строй. Почти потому что слегка поднырнули под струю, и я почувствовал, что вода прошла у меня  под задницей. Видимо попали в небольшое углубление, но Интеллигент, мой верный «товарищ» смог справиться с напором, и вынес меня, и себя заодно, на более мелкий участок, и мы выбрались на берег через пару-тройку минут.

Мандража отступила, органон насытился адреналинчиком. Оборачиваюсь назад, посмотреть на противоположный берег. Там всё ещё стоит Илья с сыном, и подошла Лидия Ивановна. Ушёл я не попрощавшись, как-то спонтанно, да  и их дома, вероятно, не было… Это не страшно. Значит, ещё вернусь в этом году, если верить приметам. Делаю прощальный взмах рукой и вижу как «очередная торпеда» прошла там, где мы пол минуты назад вышли с Интеллигентом. Как им удаётся прятаться? Чудеса! (поменьше бы их…)

Преодолеваем полосу леса вдоль берега и выходим на большую поляну. Сейчас здесь покосы, а в Советские времена была, говорят, ферма по разведению пушных зверьков.
Заглядываю на небеса и понимаю, что передышка, данная нам небесами, вероятно, вот-вот закончится и если не хлынет, то польёт наверняка. Начинаю снимать плащ, притороченный к седлу. Пока преодолели поляну начало капать и я, не слезая с коня и  поглядывая на реакцию Интеллигента на моё копошение, плавно упаковываюсь в плащ.
Прошло немого времени, мы уже поднимались к моховине по хребту, кода первый заход дождичка закончился.

Единственное(!) и самое главное(!) что нас тревожило – это состояние Мурхоя. Нам хотя бы один брод взять и мы пройдём правой стороной до конечной точки, Катышного. В противном случае, придется, как минимум ночевать в ожидании возможного спада уровня. Бродить Мурхой в паводок очень(!) опасное мероприятие.

Я видел последствия паводка в прошлом году. Стволы топляка оказывались в вертикальном положении, опираясь на стволы береговых деревьев. Будем надеяться на более мягкие условия. А вообще идём с надеждой, что в  верховьях уже отшумело и не льёт. Да и большой уклон русла Мурхоя даст возможность быстро сбросить воду.

На моховине пришлось немного попотеть, и однажды, Интеллигент буквально рухнул подо мной, провалился обеими передками. Я едва успел спрыгнуть, чтобы не оказаться под его боком. Дёргать не стали. Немного придя в себя, коняга сам пошевелился и осторожно, вынимая ноги до колен поочерёдно, встал на ноги. Осмотрели ноги. Цел, ссадин нет. Вот и славненько.
На первом броду останавливаемся на избе, чуть выше брода и левее от тропы. Разводим костёр. Надо перекусить и подсушиться пока погода позволяет.

С возвышенности берега, рядом с избой, Мурхой виден очень хорошо. Вода великовата и шанса на брод нет никакого(!).
Решение одно – идём дальше по хребтам, обходить русло по оленьим тропам. Гена ходил этим путём,  но будучи ещё маленьким мальчишкой, подростком.
Есть и ещё один резон – пройти впадающие в Мурхой речки, возможно выше уровень будет более приемлемым для брода.

Решение принято, собираемся и в путь. Идём где по едва различимым следам, неизвестно какого возраста, где интуитивно. Таким образом, то, забираясь почти на верха прилегающих к Мурхою хребтов и осматривая сверху открывающуюся даль, то, сваливаясь вниз, бродим две довольно шумных речушки и выходим в низину, к руслу. До второго брода добираемся, уже местами пересекаясь с тракторкой, т.е. зимником. Опять же где прижимаясь к самому краю русла Мурхоя, где «заваливаясь» в моховину. Часам к десяти вечера выходим к Деревяшке.

На подходе нас крепенько пролило дождичком. Плащ не удержал влагу в некоторых местах. Капая с капюшона, у меня прямо на уровне седла образовались две лужицы в складках плаща, а под мышками, в вентиляционных, образовалась небольшая протока.
Грустно, но, глядя на русло Мурхоя, поворачивающее прямо напротив Деревяшки, оптимизма в душе не прибавилось, но и отчаяние нас не посетило.

Встал вопрос: Что дальше? Сидеть здесь и ждать? Или пройти к броду и рискнуть? Пошли смотреть на броды. Внешне не очень(?) страшно, но жутковато. Всё же в верховьях и на Уде уже не льёт, с большой долей вероятности. Появились признаки просветления воды. Но стартовать здесь всё же рискованно, памятуя что, берег ЭТОТ, более углублён именно под берегом. Т.е. если заходить, то наверняка нырять под верх седел, а возможно и того больше.
Решаем покрутиться повыше и если не будет шанса, уходим на Багайскую избу. Там, по крайней мере, крыша над головой на случай дождя, а здесь ни дров, ни крыши. Если ливанёт палатка не спасение, а необходимо подсушить одежду, да и сёла с потниками.
Осмотр русла выше не принёс утешения, и потому держим курс на Багайскую избу, место старта народа идущего на Уду.

Кто бы знал, что именно с этого момента начинается основная часть нашего приключения. Возможно главная авантюра сезона в Тофаларии.

Переставший, вероятно окончательно дождь, внушал оптимизм. Солнце ещё не спряталось и не собиралось этого делать к нашей радости. Тучки немного разнесло и у нас как минимум(!) было пару часов в запасе для того, чтобы пройти задуманный маршрут. В лучшее время этого хватило бы с лихвой, но не сегодня.

Тропа изначально пролегает вдоль русла, лишь изредка отдаляясь в чащу леса. Местами она опускается к руслу. Буквально касаешься воды, проносящейся с грохотом в зажимах и небольших каньонах, образованных громадными выступами скал, своеобразными воротами через которые с грохотом перекатывает мощные валы река. Шум закладывает уши. Но это в лучшие времена. Что же ждёт нас сейчас, сегодня?

При первом же выходе на участок зимника понимаем, впереди придётся не просто, но направление выбрано, и никто не о чём не заявляет. Мы тянем свою судьбу. Нас, возможно, ждут люди, хотя вероятность их остановки на Бирюсе очень(!) велика. Мурхой является отражением событий верховьев Уды, а стало быть, и Бирюсы, всех её притоков.

Перед нами стоит задача лишь одна. Если не преодолеть Мурхой, что теперь уже ясно как день, то прийти сразу же, как только это будет возможно на Катышный и не печалить людей ожиданием. Им там не ведомо, что твориться здесь.

В самом начале мы ещё пытаемся идти максимально, на сколько это возможно, близко от предполагаемого расположения тропы, т.е. пытаемся скребстись ближе к руслу Мурхоя. Удаётся это не всегда. То обрывается берег, то уходим от жижи на моховину.
На одном из притоков Мурхоя нам едва удаётся стащить лошадей на брод. Берег оказался довольно высоким и обрывистым. В нормальных условиях этот участок тропы спускается вниз и проходит по береговой линии русла.

Для спуска пришлось практически сталкивать одну из кобыл. Я стаскивал, точнее, пытался это сделать, Интеллигента за узду едва удерживаясь на камне, выступающем с противоположной стороны берега, внутрь протоки. Стоило Интеллигенту слегка дёрнуться назад и я, едва устояв на ногах, вынужден был перелетать на обратную сторону протоки. Немного покапризничав, Интеллигент всё же спустился за мной в протоку. Следующим испытанием было взобраться на противоположный склон.
С криками, понуканиями, но всё-таки это удалось. Впереди идущие разворошили край, и я со своим конягой забежали почти комфортно, каждый своим ходом.

Выбравшись на склон, и немного пройдя по линии берега, понимаем, что есть только один путь – вверх по склону, по моховине. Простое, казалось бы, решение, оказалось не столь простым в исполнении. Не пройдя пары сотен метров, оказываемся на краю крутого склона, уходящего обрывом вниз в очередную протоку. Приходится круто забирать вправо, и несколько возвращаясь назад, мы снова забираем вверх. Курсируя таким зигзагообразным путём, мы оказываемся почти под самым верхом хребта. До вершины не хватает дойти не более ста метров.

Уклон довольно сильный. Местами проходим под углом не менее шестидесяти, а возможно и чуть больше, градусов к горизонту. Моховина спасает нас от сползания вниз.

Солнце, к сожалению, неизбежно завершает свой путь по небосклону и освещает наш путь только отражение от облаков закатных лучей. А спуска, тем не менее, не наблюдается и вдобавок Гена сообщает, что дальше тропа становится сыпучей, открытый мелкий скальник. Олени, конечно, пробегут здесь легко, но не кони.

Встаём колом, прямо на тропе. Расположиться, более удобно, на этой высоте нет шанса. Человеку конечно можно присесть под кедрой, но не более. Лошадки  - только стоя.

Гена уходит на разведку. Его нет минут двадцать. Вернувшись, он вновь уходит просматривать спуск, но теперь с другой стороны. Таким образом, на разведку уходит не менее часа, и освещение остаётся только от красных облаков уходящих за горизонт неумолимо быстро. Звёзды уже проглядывают, не стесняясь в дырках на небосводе. Я стою и думаю, что хорошо хоть дождя нет. Это просто (!!!) подарок судьбы за нашу настойчивость. Всё-таки судьба любит и гладит (хоть иногда) настойчивых.

По возвращении Гена сообщает, что спускать коней будем по одному и без груза. Груза у нас мало – припасы пищи да одежда. И всего то.
Гена и Валера снимают сумины с первой пары, вешают по одной на себя и уводят каждый по коню в уже густеющую темень леса, вниз, на спуск. Я теряю их из вида мгновенно. Сразу склон и потёмки. Остаюсь с четырьмя конями на верху. Ожидание кажется вечным. Я абсолютно не имею представления о месте спуска, какой уклон, как далеко тянется. За время отсутствия парней успеваю дважды устроить перекур. Когда облака почти перестали освещаться, пацаны вернулись после первой ходки. Небольшой перекур и пошли на спуск в таком же раскладе, как и предыдущий. Я остаюсь, как и прежде в режиме ожидания, но с двумя конями. Кони и я уже трудно различимы в темноте. Видны контуры, но цвета и детали уже не различаются. По моим предположениям времени не менее часа ночи.

Второй заход прошёл быстрее. Вероятно «протоптанной» тропой идти по проще или торопились, темнота поджимает.
Теперь уходим все. На этот раз Гена  идёт впереди с кобылой, я следом с Интеллигентом, замыкает Валера с суминами.

Гена идёт более уверенно впереди, всё-таки уже в который раз, опыт. Состояние  моё трудно передать словами. На такой спуск пешком, в пустую, не всегда пойдёшь, а здесь с напирающим в спину мереном и в кромешной тьме. Иду на слух, тропу или направление точнее, определяю только по более тёмному оттенку от окружающей массы.

Ноги приходится ставить интуитивно, упираясь рукой в склон. Уклон настолько крут, что буквально упирается в бок. Приходится часто, точнее постоянно менять направление, чтобы создавать некое подобие серпантина для прохода коня. В противном случае он с лёгкостью может сделать кувырок через голову и прилечь своей тушей на плечи всадника, в нашем случае поводыря.

Время не удаётся зафиксировать, т.к. мозг просто кипит от работы глаз, сердце грохочет как кузница. В темноте едва определяю русло ручья – сворачиваю влево, прямо к нему. Ручей пересохший, не считая сегодняшней увлажнённости. Это тоже радует. Не хватало ещё встать на «лыжи» и двинуть по грязи и жиже вниз. Останавливать некому.

Уклон ручья ничуть не меньше общего уклона хребта. Прыгаем с одного борта на другой. Постоянно оглядываюсь назад, пытаюсь определить положение Интеллигента: стоит или нет, идёт или катится и т.д. Не хочется проблем не коню, не себе.

И всё же мы подходим к краю спуска. Определяю по изменению уклона. Поразило, что спуск элементарно оборвался, без всякого длительного изменения уклона, к чему я внутренне готовился. Внизу стоят кони, и сидит наш пёс, на привязи. Он охранял низ, я верх. Он то хоть полаять мог, а я разве что покричать с пустыми руками. Пукалки наши были убраны, дабы не мешать карабкаться.

Метрах в пяти протока. Здесь внизу такая же темень, но более-менее рельефная, можно определяться и перемещаться.

Знаем наверняка, что изба рядом. Оперативно седлаемся и идём через брод, в чащу удаляясь от склона. В направлении Мурхоя.

Забавно. По такой тропе(?) я ещё не бродил. Есть в этом и свои плюсы. Полностью отдаёшься на попечение коней. Они то зрячие и остаётся только удерживать направление. После очередного преодоления протоки прохожу некоторое время пешком. Надо  же, тоже получается. Мой коняга не потерял аппетит даже в этой ситуации и по старой традиции дёргает меня за руку, всякий раз опуская голову за жоревом.

В какой-то момент мне показалось, что потянуло дымком. Возможно нервы, возможно глюк.
Трудно сказать, сколько времени потрачено на данный проход, но когда появились признаки загона, находящегося близко от Багайской избы, я обратил внимание на появившийся туманчик.
Туманчик активно стал затягивать всю округу. Нас это уже не тревожило, т.к. мы вышли на тропу, и до избы оставалось метров двести-триста. Но мысль в голове промелькнула. Выкатись он раньше, и неизвестно где бы пришлось коротать ночь. Точнее понятно, что пришлось бы устраивать там, где застало.
Но судьба нам улыбнулась!... или погладила нас ещё раз.

Вот и изба. На небе звёзды – это неплохо. Облачность почти растянуло. Иду смотреть воду. Просветлела, но только. Уровень высоковат, ложу метку.

Оперативно, на сколько это возможно, разбираемся и растапливаем печь. Нужно согреть чаю и просушиться. Мокрая одежда в основном подсохла по вечеру, а вот потники и сёдла необходимо просушивать. В общем, располагаем для просушки всё, что нуждается в этом.

Достаю телефон и смотрю на часы, других нет. Час - сорокпять. В общем-то, не поздно и если бы не остатки низкой облачности, вполне было бы приемлемо. Но этих если бы… нет! За дверью туман и хоть глаз выколи. Проглядывают только звёзды на чистых участках неба.
После ужина и перекура укладываемся спать. Кто проснётся первым, тот и просмотрит уровень в Мурхое.

::Другие материалы по теме::
        Наше Предложение по заброске в Тофаларию:
авто и авиа доставка на территорию Тофаларии;
 - наём коней, контракт с проводником;
 - аренда средств спутнико- вой связи.

Средства выживания.

Telit SAT-550.
                     Радиотелефоны.
                          Радиостанции.

Рюкзаки и палатки.

Спутниковые телефоны *  Радиотелефоны * Радиостанции
   © 2005 г.                                                                                Главная *  Тофалария *  Тофы о Родине  Про связь  * Фотоцентр *  Контакт
Tofalaria.Ru * Жизнь полна приключений
                      При копировании и использовании материалов с данной страницы просьба указывать источник получения информации, вэб-сайт http://www.tofalaria.ru