Заброска на Казыр…  ||  Маршруты по Тофаларии
 
Свой кошмар всегда лучше чужой гениальности
 
 
 
 
Никогда не испытывал желания пройти путём каюра (или сплавщика) до точки «прощания». Не было и планов на этот сезон… То есть они как бы имелись, но простирались в другие дали и веси. Но, как говорится, человек предполагает, а судьба… (не упоминай имя Его всуе…).
 
Итак, я в пути и всё в том же направлении: Катышный. В кузове «Урала» крепкая группа из шести, точнее четырёх, мужчин и двоих «мини-мужчин» (да не обидятся на меня пацаны). Хотя, и «мини», но всё же мужчины.
Первое впечатление (надеюсь обоюдное) положительное. Народ бывалый, без бахвальства, чётко изъясняется, и никаких попыток понравиться или наоборот. Короче, реальные пацаны. Наш контингент.
 
Тронули в ночь, так что, не успев далеко отъехать, начали встречать рассвет.
 
Великая сила лета: дни бесконечные, ночи короткие, - хватило бы глаз… Двигаем  равномерно, в кузове люди.
 
Останавливаемся периодично, чтобы взбодрить телеса, освежить глаза и отлить накопившуюся жидкость во избежание «неприятностей». Наши мужчины, приняв для согрева пивка, лишь разворошили осиный улей своих почек.
Народ весел и бодр. Дневная духота и жара ещё впереди. Дорога длинна и хлопотна. Описывать то, что называется «дорогой», не буду потому, как писано и говорено много, и мотать чернила ни к чему. А вот про пивко припомню.
 
     Нижнеудинское пиво 1983 года розлива… Это было не пиво в современном исполнении, это была ПЕСНЯ. А если всё же это было пиво, то сейчас, скорее, спиртовой денатурат, пойло. Оно, и в самом деле, не успеешь откупорить пробку, как в нос бьёт явный «аромат» спирта. А в 1983 году… Помню всего, три сорта пива: «Жигулёвское», «Колос», «Бархатное». На Этикетке указано не более 2,7 % алкоголя. Производишь (именно!!! А не делаешь!) один, два глотка, сглатываешь… Затем щуришься, как на солнце,  следом ВЛИВАЕШЬ в себя СТАКАН ЭТОГО НАПИТКА, и наступает 2 – 3х минутная пауза…Затишье, ощущение охлаждения и свежести в пищеводе, желудке… Далее, переведя дыхание, делаешь лёгкий глоток и как бы пережёвывая жидкость, сглатываешь. На зубах ощущаешь тонкую клейкую плёнку. Зубы как бы слегка слипаются. Во рту лёгкая горчинка с терпким привкусом хмеля и солода, и ещё эмоций. Кайф!..
 
А с напитком этим ВКУШАЛИ мы, в те давние (теперь уже) времена, удивительную рыбку Минтай. Всяческие «деликатесы нынешних времён» были недоступны или крайне редкостны, да и вкус их, меня лично не очень устраивал.  А вот минтайчик (!) – это чудо! Рыбка сия (почему – то?) ещё со времён царской России считалась сорной. Может по этой причине и в застойные (сверхдефицитные) времена народонаселением не очень жаловалась к столу. Посему имелась в магазинах ПОЧТИ всегда  и в необходимых нам количествах.
 
То, как она выглядела в витражах магазинов – это отдельная песня. Рыбка была подкопчённая и в меру солёная, да и вида была вполне презентабельного, но особым спросом не пользовалась, а потому завозилась в малых количествах, и то небольшое число экземпляров, которое выкладывалось на всеобщее обозрение, лежало там НЕВЕРОЯТНО ДОЛГО.
 
Эти несколько особей, как правило, переживали и летние засухи, и зимние морозы, и ещё Бог знает что, инициированное уборщиками, блюстителями чистоты. От сходства с «ножками Буша» их спасал окрас копчёной рыбы и солевой налёт.
 
Как это не странно, но именно такие экземпляры минтайчика, безжалостно свёрнутого в канатик временем и перепадом температур, больше всего подходили для пивка.
 
Соль, выступавшая из глубин этих небольших тушек (другого сравнения не приходит в голову), уже совсем не та, первоначальная, которая шла для засолки. Это солевая пудра.  Слегка смочив палец и проведя по минтайчику, собираешь это дело и смазываешь края стаканчика, кружки или горлышка бутылки, а затем делаешь пару глотков пива, точнее уже пиво–солевого раствора. Кайф неописуемый, но и удар по почкам от переизбытка «любви» к данному рассолу.
 
А что же сама рыбка? Важно отщипнуть шкурку аккуратно у изголовья, и она ровным слоем, как береста со ствола, снимается с тушки. Мясо отслаивается, именно отслаивается, а не отрывается, ровными, почти во всю длину рыбёшки, канатиками. Да да, мясными канатиками, пропитанными НАСКВОЗЬ солью. Откусываются с трудом и пережёвываются, как вяленое на солнце мясо, жёстко, с мягким привкусом соли и запиваются пивом.
 
Процедура распития пива с рыбой, зачастую, затягивалась, но не превращалась в попойку. Хотя по желанию можно было это дело взбодрить рюмочкой горькой, но большего не хотелось. Жалко было ловить облом(!).
 
Вот так было в 1983 году в Нижнеудинске… Давно уже нет пива 1983 года розлива. Нет и пивзавода в Нижнеудинске, да и минтайчика такого вряд ли можно где обнаружить.
 
А пиво сейчас ниже 5% не найти, всё больше под 12 – 16%. Реально на убой!
И не пью я больше пиво (хотя желание не исчезает), а еду или везу, хоть и в качестве пассажира, группу мужчин, пользующих пивко перед дальней дорогой. Дорогой испытаний на характер и вшивость. Дорогой, где жизнь видна настоящей, без муляжей и излишнего куража, она сама – КУРАЖ!
Погода в противовес прошлому сезону, пока радует.  Реки в берегах, и мы после двух третей пути выходим на Бирюсу.
 
Так как Половинку прошли в ранние утренние часы, и народ наш слегка был охлаждён утренней прохладцей, дремотой и лёгким пивным отходником, перекусывать решили на первом броде. Мужчины наши немного подутомились. Сказывается то, что сразу с поезда двинули в путь, а ехать ДАЛЕКО и ЖЁСТКО.
 
Перекусили каждый в меру охотки с общего стола и поехали дальше.
Вероятно, по причине постепенного привыкания к трассе, предсказуемости дальнейшего, я уже несильно утомляюсь от дороги.
 
Едем, общаясь с новым водителем. Приходится признать, что по прошлому сезону было несколько неприятных моментов из–за несоответствующего отношения к работе. Это не смертельно, но неприятный осадок остаётся и у людей, в первую очередь. Думаю,  сейчас вопрос решён в лучшем варианте.
 
Андрей – человек с десятилетним опытом работы на данной трассе, и, несмотря на свой возраст, очень ответственно относится к работе. Людей везёт, как младенцев, и народ это оценил.
 
До Катышного добираемся в самом начале четвёртого часа дня. Я впервые доезжаю до «финиша» за 12 часов (с небольшим хвостиком) и без единой поломки. По пути останавливались только пошевелиться, да отлить и обмыться.
 

Катышный! Как всегда или нет!

 
Приезд в половине дня даёт свои преимущества. Есть возможность оттопыриться от дорожной тряски. И почувствовать под ногами твёрдую (поистине!) и устойчивую почву.
Можно вздохнуть, взбодриться, оглядеться, возможно, отлежаться и предаться некоторой эйфории начала воссоединения с природой, горами и отчуждения от опостылевшей (кому-то может просто надоевшей) однообразной (или почти) повседневности, «несуществующих» проблем и мирской суеты.
 
Предаться, нет. Отдать! Себя в «руки» мироздания.
 
Андрей ещё не успел уехать, а Мужчины уже заинтересовались как дальше? Когда в путь?
Так как народ каюрский был на месте, но требовалось некоторое количество времени, для того чтобы им собраться в стайку я предложил испить чайку, тем паче, что пацаны его заварили, а я пообщаюсь с каюрами, и решим брать перевал сегодня, с ночлегом на «Деревяшке» или стартуем завтра.
 
Илья объяснил, что братья уехали прорубать тропу на спуске к Багайской избе, брод через Мурхой (от этой избы стартуют в сторону реки Уда). Старая имеется, но крутовата для спуска, и в случае дождя становится скользкой для спуска коней, садятся на задницу и скатываются. Ситуация непредсказуемая. Парни прорубают серпантин.
 
Пообщавшись с Ильей, решаем уходить на Деревяшку до ночи.
 
Пока мы пьём чаёк, он отъедет навстречу братьям, подмогнуть и не затягивать возвращение в лагерь, чтобы общими усилиями быстро собрать наш караван в путь.
Каюров на Катышном много, как и коней, потому что я должен был привезти две группы, но у одной из групп, киношников, ещё не пришёл багаж, и Андрей подвезёт их, вероятно, через пару дней.
 
Попив чайку, занимаюсь травлей «тараканов» - обрабатываю одежду спрэем против клеща. Хотя сезон активности вроде бы и сошёл, но как говорится, мандража покоя не даёт.
 
Солнышко светит, можно позагорать и перетряхнуть свой бутор.
 
Прошло менее часа и братья-каюры Антиповы с товарищами, были в полном составе на Катышном. Начался процесс перетряхивания (балансировки по рюкзакам) груза.
 
     Здесь необходимо сказать, что лучшего рюкзака, чем СУМИНА, для коня не придумано, но группа изъявила желание воспользоваться своими старыми рюкзаками. Их право, несмотря на головную боль(!) каюров.
 
При проходе приходится регулярно подтягивать, поправлять, зачастую перевязывать заново, т.к. рюкзаки разнокалиберные и по форме и по объёму. Едино только одно (и то относительно), вес рюкзаков равен попарно.
 
 
                                                                                                                                                                                                             
Далее>>>
::Другие материалы по теме::
        Наше Предложение по заброске в Тофаларию:
 -
авто и авиа доставка на территорию Тофаларии;
 - наём коней, контракт с проводником;
 - аренда средств спутнико- вой связи.
 
 
 
 
 
    Средства выживания.
                          
   Telit SAT-550.
                     Радиотелефоны.
                          Радиостанции.
 
                  
Рюкзаки и палатки.
 
                                                                                                              Спутниковые телефоны *  Радиотелефоны * Радиостанции
   © 2005 г.                                                                                Главная *  Тофалария *  Тофы о Родине  Про связь  * Фотоцентр *  Контакт
Tofalaria.Ru * Жизнь полна приключений                                                                                                                                                                                           
                      При копировании и использовании материалов с данной страницы просьба указывать источник получения информации, вэб-сайт http://www.tofalaria.ru