На данной странице будет размещён материал от наших посетителей, соответствующий тематике сайта и достаточно объёмный для размещения в Гостевой книге.
 
       Для размещения материала писать
сюда...
 
 
 
Описание подхода к реке Уда от Катышного, группой под руководством А.Колтышкина (июль 2001 г .) (информация предоставлена участником группы Петруковичем Анатолием).
 
При подготовке похода были рассмотрены следующие варианты заброски в верховья реки Уда:
1. На вертолёте по заказу из Нижнеудинска. Отклонен из-за цены.
2. На Ан-2 рейсовом Нижнеудинск-В.Гутара (далее пешком ). Отклонен из-за нерегулярности рейсов и затруднения посадки большой группы.
3. На Ан-2 по заказу. Отклонен, так как стоит дорого, а пешая заброска остаётся.
4. На автомобиле по зимнику на прииски Большой Бирюсы, далее пешком.
 
Зимник, используемый и в летнее время, проложен из Нижнеудинска на золотые прииски Большой Бирюсы (на карте-миллионке Иркутской области обозначены как н.п. Катышный и н.п. Покровское, нежилые). Расстояние от Катышного до р. Уды даже меньше чем от В. Гутары до Уды - 50- 60 км . Зимник от Катышного продолжается до В. Гутары, но эта часть летом не используется. Переход от Катышного на р. Мурхой составляет 5- 10 км в зависимости от места старта. Далее маршрут на Уду аналогичен классической заброске из В. Гутары через р.Мурхой (см. старые отчеты в МГЦТК).
 
В интернете имеется отчёт пешеходников, использовавших эту дорогу для выезда из В. Гутары в 1997 году методом автостопа на бензовозах старателей. Звонок в Нижнеудинск в контору прииска успеха не принес:
год или два назад при заброске таким путём группы туристов, Урал с пьяным водителем (примечание от tofalaria.ru: спорная тема, нет однозначного вывода причин трагедии) перевернулся и один человек погиб. После этого контора запретила старателям брать пассажиров. К счастью, удалось выйти на местного (в Нижнеудинске) художника и руководителя местного турклуба В.Ускова, который обещал устроить машину с нормальным водителем.
В Нижнеудинск мы приехали утром и перебрались к Ускову в турклуб, находящийся в нескольких километрах от города в пос. геологов Вознесенский. Выехать договорились следующим утром.
 
Необходимые комментарии про дорогу.
Летом проезд ограничен - после небольшого участка более-менее хорошей лесовозной дороги, она становится настоящим зимников, проходя периодически по топям и во второй половине более по галечным отмелям реки Малая Бирюса. Летом ездят только Уралы, Кировцы с прицепами, Ураганы и гусеничные машины. В Нижнеудинске все сильно пугали, что ехать можно несколько дней, что в горах дожди, что вода в Малой Бирюсе высокая и придётся ждать схода воды. Старатели часто проводят в дороге 2-3 дня. Наш шофер (на собственном Урале с колесами от Урагана) собирался доехать за световой день, немного пренебрежительно отзываясь о профессиональных качествах шоферов-старателей. Он ехал первый раз (типа, ну там одна дорога). Выехав в 5 часов, приехали около 22, успев выгрузиться до темноты. Дорога оказалась довольно сухой, так что даже нигде не буксовали. Вода в Малой Бирюсе была высокой, но проходимой. Переход с Малой Бирюсы на Большую идёт по ручьям Нижний Хуллок и Красная речка Дорога выходит на Бирюсу в районе прииска Миричун, стоящего в устье одноимённого ручья. Долина Большой Бирюсы выглядит как лунный пейзаж. Всё снято до грунта под галечным ложем и перелопачено по нескольку раз. От реки ничего не осталось. Добывают золото довольно примитивным способом сваливая грунт на промывочные машины. Далее вверх по Бирюсе по рабочей дороге. Долина Катышного - на другой стороне речной долины относительно дороги (по состоянию на 2001 год). Она выглядит довольно узким провалом, но по карте определяется достаточно легко по окружающим высотам. От одноименного поселка ничего не осталось. Оказалось, что сносная дорога идёт ещё километров 6-7 вверх по Катышному до ручья, текущего с нужного перевала и вверх по ручью на перевал. Под перевалом она превращается в совсем уж непроезжий зимник, ведущий в В.Гутару. Мы проехали примерно ещё один км от устья безымянного ручья.
 
Ура! Первый этап заброски выполнен на 5 баллов. Далее примерно 55 км пешком.
Поиск лошадей. С лошадьми сильно удобней и быстрей. Снять лошадей (одна лошадь несёт 70- 80 кг ) на большую группу может быть проблемой - в Покровском живёт всего одна семья тофаларов, остальные - старатели. Люди могут быть заняты на сенокосе, на охоте. Возможно, имеет смысл списаться с В.Гутарой. Они подгонят лошадей к перевалу, а так идти в В.Гутару далеко. Нам две лошади достались по случаю.
Сначала хотели идти самостоятельно за 2-3 дня, но встретив, не смогли отказаться.
На месте выгрузки переночевали и утром к обеду вышли через пологий перевал на Мурхой. Втягивались под 40- 45 кг рюкзаками тяжело. Наверху нужная тропа заметно сворачивает с зимника, уходящего направо, и резко спускается вниз к Мурхою. Перебродив Мурхой, пошли вверх. Через несколько сот метров обнаружили охотничью избушку с тофаларами и после недолгих переговоров сняли двух лошадей на Уду (примерно 100 руб лошадь/день, тофалары бесплатно). С нами пошли и двое тофаларов. Местные абсолютно адекватны в общении, между собой говорят тоже по-русски.
 
Вышли налегке, в руках только весла, в 16 часов. По Мурхою конная тропа идёт вдоль берега с большим количеством бродов. Пешеходам можно избежать, идя по верхней тропе, обходящей несколько прижимов. Погода была хорошая, дорога сухая. В одном месте пришлось перейти свежий сель. По рассказам тофаларов, альтернативная заброска по р.Ужур (это если из В.Гутары идти) гораздо сложнее из-за большого количества свежих селей. Заночевали около 21:30 под перевалом ещё в лесной зоне. Перевал плоский, травянистый. По выходе в долину р.Хатаги можно идти вниз к Уде или направо вверх в долину р.Казыра. Ближе к устью Хатаги  - знаменитые хатагские водопады.
На следующий день к 14:30 уже стояли на берегу Уды. Итого, выехав из Нижнеудинска в 5 часов утра,через два с половиной дня оказались на Уде! Правда, ехать 18 часов подряд тяжело и пеший переход был довольно интенсивный. Погода также благоприятствовала. В дождливый период время заброски может удвоиться.
 
Стапель. Встали лагерем на километр выше впадения Хатаги. Хорошего леса мало, особенно на длинные продолины. Река мелкая, плыть можно с трудом с постоянным перетаскиванием, хотя уровень воды был явно выше среднего. Через несколько километров каменистого разлива очень мерзкого для прохода (много камней и мелей, а струя достаточно сильная) река собирается и втекает в небольшой каньон около 1 км длины с прижимами и отдельными камнями, категорийно несложный, но технически довольно живой и заставляющий размяться. Вывод: лучше стапелиться километров на 5 ниже нашего, так как каньон пропускать жалко, ведь - впереди почти 70 гладкой воды. Отплыв часов в 7 вечера, заночевали у устья р. В.Хонда. Здесь уже настоящий строевой лес. Вертолётные группы высаживают в устье р. Чело-Монго - это 10 км ниже по течению, чем Хатага и 1- 2 км ниже В. Хонды. Место высадки с основного русла не видно. Мы проплыли и не заметили, что там стояло две группы.
 
Радиалка.
Спрятав рюкзаки, сходили на два дня в радиалку в в долину ручья Поднебесный. Очень красиво. Долина заперта старой мореной, так что ручей течёт километр под камнями. Наверху три широких ступени с озёрами - первое песчаное, затем, на границе леса второе и в альпийской зоне третье - мелкое и усыпанное камнями. Выше ручей выворачивает справа сверху из озера Поднебесное. С озера открывается шикарный вид на пик Триангуляторов и окрестности. Напротив озера над противоположной стенкой долины - пик Поднебесный. На него легко подняться по пологому плечу, практически без усилий и почти всё время по мху или траве. Неожиданно лёгкий подъём для такой высоты. В первый день гуляли по долине. К сожалению, на второй день погода была отвратительной, на пик поднялись уже под дождём, ничего видно не было. Спуск возможен и по другому плечу в долину Чело-Монго. Это стандартное кольцо судя по старым отчётам в турклубе. Но от нашего места стапеля было гораздо ближе вернуться назад.
 
[Источник: сайт - skitalets.ru]
::Другие материалы по теме::
    ПЕШЕХОДНЫЕ МАРШРУТЫ
 
 
 
 
 
 
 
    ВОДНЫЕ МАРШРУТЫ
 
 
 
 
 
    ЗИМНИЕ  ПУТЕШЕСТВИЯ
 
    СМЕШАННЫЕ МАРШРУТЫ
 
 
 
 
        Наше Предложение по заброске в Тофаларию:
 -
авто и авиа доставка на территорию Тофаларии;
 - наём коней, контракт с проводником;
 - аренда средств спутнико- вой связи.
 
 
 
 
 
    Средства выживания.
                          
   Telit SAT-550.
                     Радиотелефоны.
                          Радиостанции.
 
                  
Рюкзаки и палатки.
 
                                                                                                              Спутниковые телефоны *  Радиотелефоны * Радиостанции
   © 2005 г.                                                                                Главная *  Тофалария *  Тофы о Родине  Про связь  * Фотоцентр *  Контакт
Tofalaria.Ru * Жизнь полна приключений                                                                                                                                                                                            
                      При копировании и использовании материалов с данной страницы просьба указывать источник получения информации, вэб-сайт http://www.tofalaria.ru