Мурхой - Гутара - Тагул 2009.

Сезонбольшой воды
    ||  + Сплав  ||  Восточный Саян
    ||  Маршруты по Тофаларии

Свой кошмар всегда лучше чужой гениальности

г. Новокузнецк - г. Нижнеудинск - руч. Катышный - р. Мурхой - р. Гутара - р. Тагул - п. Георгиевка - г. Тайшет

Ольга Высоцкая, Новокузнецк, 2009

.........................................................................................................................................................................

План пойти на Мурхой - Гутару - Тагул возник в конце июня. До этого обсуждалась Ока, но, поскольку предполагалось, что в этом году большая вода, а Ока – река серьёзная, (а Мурхой – не особенно, ха-ха!), да и большая часть группы была на ней в 2007 году – выбор пал на никому доселе неведомую саянскую речку Мурхой. Группа набралась будь здоров – 21 человек.

Мы и раньше хаживали таким количеством, правда, дети были поменьше, а мы помоложе. Дети с годами не только от нас не отпали, но и привели к нам же своих девочек-мальчиков. Нет у них своих команд к сожалению. В туризме тоже чувствуется  провал  за годы безвременья. Итак, нас – 21 человек, самому старшему  63 года, самому младшему 17, в основном – новокузнечане, один славный представитель дружественной Германии,один новосибирец, один кемеровчанин. Москвича потеряли на последнем этапе – не отпустило руководство. В группе 7 врачей разных профилей, и пациенты для них всегда находятся. Женщин 8, мужчин 13. Хороший коэффициент. Используя сайт www.tofalaria.ru, (персональная благодарность  Евгению) решили все вопросы с заброской, нашли все карты, купили билеты и тронулись. В Нижнеудинск приехали в 23.55 по местному времени, машина уже ждала нас,

Заброска на Мурхой
было решено отправляться сразу же. (Ошибка, считаю, надо в дороге немножко спать. ИМХО.) С остановками на перекусы ехали 18 часов.

Начиналось все весело.
Дорога – местами по таёжным зимникам, местами по руслам, в некоторых местах – довольно глубокие броды. Но всё же дорога, не направление, как было у нас при заброске на Кантегир. Нам повезло, что часов 10-12 до нашего приезда дождя не было, вода немного упала и мы проехали без проблем. Часам к шести приехали на поляну в лагерь каюров, где кроме нас стояла еще группа новокузнечан, которые  потеряли день на заброске из-за высокой воды  и пересеклись с нами, хотя по плану не должны были. Поскольку дорога была достаточно тяжёлая, все устали, сил куда-то двигаться уже не было, решили ночевать на поляне.

Дальше – ни ногой.  Колокольчик – величайшее тур. изобретение
Утром перепаковали багаж, погрузили всё тяжелое на  лошадей, сами налегке двинули на перевал. На вопрос - куда идти нам сказали:  «По тракторной дороге, не заблудитесь».  Мы и пошли.

Вот так выглядят сумины.
Доски для палубы на катамараны. Использовали в качестве столов.

Перевал заболоченный. Идём под моросящим дождём. Нормально идём, по жаре наверное тяжелее.

На перевале увидели какие-то красные тряпочки – подумали неспроста! ... и пошли дальше по тракторной дороге. Вышли к реке. Ждём. Показалась остальная часть группы, которая помогала каюрам загружать лошадей. Спрашиваем – а лошади где? Немая сцена. Мы все, не сговариваясь, пришли в одно место. Коллективное бессознательное сработало. А лошади – в другое.  Примерно через час – воссоединились. Каюры думали, мы знаем, куда идти. Оказывается, надо по этим тряпочкам. Но там очень крутой спуск и стояла группа, так что мы правильно ошиблись. Потом был «разбор полётов». Попались мы, как прямо скажем, «не бывалые». Ни спичек, ни посуды, ни продуктов, даже водки ни у кого не оказалось в первой группе. Всё на лошадях. Хорошо у  В.Морозова, который пришёл минут через 40 со второй группой,   фляжка с коньяком (НЗ) при себе была, по глотку сделали, согрелись немножко, вскоре и лошадки показались. А нашла нас их собачка, которая накануне со своими соплеменницами стрескала полтора килограмма вовремя не прибранного сала. Наверное на добавку рассчитывала.

Одна из них съела 1.5 кг сала. Даже догадываюсь, какая.
Всегда, когда сами собираемся в поход – ищу какие-то детали, подробности, что-нибудь, что может пригодиться.  Итак. Место для стоянки – хорошее. Именно если по тракторной дороге. Те, кто был на стоянке выше – однозначно признали – наша лучше. Лес исключительно лиственница, считается довольно хрупкой. Что-то другое для постройки рамы найти непросто. Вода в Мурхое… ну очень холодная. Подходишь и чувствуешь, как веет холодом. Вечером – первое хе.

В.Трубин
Первое хе. Исполняет В.Трубин - командир, хирург-ортопед в одном лице.
Поймано 3 хариуса. Поймал наш немецкий друг Андрей Бауэр – большой энтузиаст этого дела. (С 1992 года живёт в Германии, а отдыхать ездит домой, в Россию).

Немцы в Саянах!

Нам сказали, что рыбы в этом году нет. Не поднялась по каким-то  причинам. Надеемся на большую рыбалку пониже. После первого сплавного дня осознаём – не так прост Мурхой! Воды почти на метр больше нормы (так нам сказали), поэтому практически нигде не таскаем, идём весело, средняя скорость 16км/ч (идём с навигатором Garmin. Очень удобно). У нас 4 судна, одна полноценная четвёрка, одна двойка и две, как мы называем, полуторки.

Мурхой
Из личного опыта хочу сказать, что двойка управляется много легче. Речка постоянно требует внимания к себе.
Основные препятствия – прижимы с острыми камнями, с довольно узкими проходами, шиверы, ниже появились большие камни.

На нашем судне один матрос практически новичок, командуем им все дружно.

Вечером, обсуждаем сплавной день, кто-то спрашивает его – капитан есть у вас? Он отвечает: «Есть. Три».
Но вообще, речка хоть и шустрая, опасной нам не показалась. Всем очень понравилась.

Очень пригодились костюмы неопреновые , тем кто был без них плыть было холодно.

И дети наши выросли в дублеров…

В первый сплавной день шли очень мало, всего 12 минут, хотелось ещё, но была команда встать.

Мурхой
Жалко, что не дошли до этого места, лучше бы постоять здесь!
По этой причине на Мурхой ушло 3 дня. Подробно с расстояниями не пишу, т.к. видела уже такие отчёты на сайте.
Гутара после Мурхоя не впечатлила, а в среднем течении так и вообще разочаровала.

Вид Гутары в среднем течении
Немножко просчитались с расстояниями и когда, наконец, пошла «большая рыба», вынуждены были плыть по 7-9 часов в день, с остановкой на рыбалку во время обеда.

На Гутаре на одной из стоянок нашли записку – «Здесь живёт норка по имени Лорка.  Не забывайте её кормить, а то она умрёт с голоду. Очень любит хе». Посмеялись. А утром эта Лорка нарисовалась в лагере. Неспешно прошлась между катамаранами, забрала предложенную рыбку и ушла так же, не торопясь попозировав нам.

Ежеутреннее поедание хариуса
Ежеутреннее поедание хариуса. Норку видели здесь.

Основная рыбалка на Тагуле. Тагул речка потрясающе красивая. Хотелось снять буквально всё, сожалели, что ни камера, ни фотоаппарат не передают всей красоты вокруг.

Типичный пейзаж Тагула
Пороги на Тагуле
Пороги на Тагуле. Хотя, после Мурхоя…

Мурхой тоже хорош, но там не расслабишься, те, кто обычно снимают  - гребли?, а камеру дали начинающим операторам.
По стоянкам. На Мурхое их великое  множество, даже для такой большой группы, как наша.

Лагерь

Стоянки чистые. Много (очень!!!) грибов.

Пару раз варили кисель из жимолости. Обычно в походе бывают пирожки с черникой – но тут как-то с черникой не задалось.
Мужчины наши большие молодцы, лагерь всегда обустроен с комфортом и  выдумкой, столы и посадочные места всегда замечательные.

Рафик (справа), архитектор этих сооружений, играет в шахматы с В.Шипаровым.
Погода была неплохая.

Ом мане падме хум…
Красота – это большой труд!
Курорт «Черные камни»
Собирались и ставили лагерь практически всегда посуху. Была одна незапланированная «мокрая» днёвка. На Тагуле со стоянками туго. На одну-две палатки ещё встречаются, а для наших семи, да ещё колокольчик – проблемно. На всех притоках – избы.
Предпоследний день от решения встать и до фактической остановки часа два прошло – искали место. Пришлось мне как дежурной в качестве аперитива обнести народ перцовкой. Для укрепления морального духа. Вскоре нашли остров, встали на нём.
С дровами не очень, но всё же нашли. Все, кто мог, умчались на рыбалку, а нашему экипажу не повезло -  дежурили.

Очаг – еще одно замечательное приспособление

На Тагуле рыбалка лучшая. Хотя моторы встречаются практически от Гутары, и чем ниже, тем чаще, рыба есть.

Три раза рыбу жарили
Три раза рыбу жарили. На такую толпу это непросто.

Уха, хе и малосольная рыба была практически каждый день. На подходе к Георгиевке скалы заканчиваются, местность выполаживается и, буквально через пару часов,  доходим до моста через Тагул.

Посовещавшись, решаем встать ниже моста, куда подходит дорога. Чтобы проще было нас найти автобусу, с которым договаривались. Это было фатальной ошибкой.
Обычно в последнюю ночь у нас довольно шумные посиделки с костром, сжиганием (ритуальным) старых вещей, с песнями  т.д.

В общем, все кто по этой дороге проезжал, а их оказалось немало, становились нашими гостями. Пришлось разбиваться на группы и дежурить всем по часам. Хотя и остальным при таком шуме в лагере спать не пришлось. Утром дежурные сварили уху из тайменьей головы, подаренной нам ночными гостями (нет худа без добра), поели, не успели снять лагерь, как за нами пришёл автобус. Всё довольно чётко.

Через час были уже в Тайшете. Обратные билеты купили без проблем. Отпуск закончился! А желание вернуться на Тагул осталось. По трём рекам пройдено 330 км.

P.S.: от ресурса tofalaria.ru

"Шумновато" было ныне на Мурхое. Кто-то посчитал речку прогулочной – за что поплатился весьма реально. Нашлись и те, кто посчитал некоторые места собственной вотчиной и вёл себя по принципу, что хочу то и ворочу.
По причине того, что абсолютное большинство рассчитывает "рубить плоты" на месте, пострадала берёзовая поляна. Т.е. её просто не стало!
Думается есть о чём задуматься прежде чем посещать Саян, независимо от того какую его часть. Много сведений имеется о "хозяйском" поведении в местах весьма отдалённых от частого посещения страждущих бродяг.
Детальный разбор здесь...

Немного уточнений по участку Мурхой - Гутара - Тагул от автора очерка Ольги Высоцкой.

ИЗ ПЕРЕПИСКИ  С АВТРОМ ПОЧТЫ

У нас на Мурхое слава Богу, проблем особых не было. Так, по мелочи - кого-то в прижиме придавило, кто-то выпал, но это все ерунда.

Перед нами группа новокузнечан, которые встретились нам на поляне каюров, шла на катамаране с виниловым дном на оболочке. Ребята не учли, что камни на Мурхое жуть какие острые. Рвались они раза три. Первые два шились, потом уже не было возможности.
Двое вроде бы ушли в Гутару пешком, а там их забрал спецрейс за 5000 с носу, повезло ребятам, могли бы и на еще большие деньги попасть.

...прочитала про плачевную участь Мурхоя в этом году и засомневалась, на нем ли мы были... Может быть это потому, что не попадали мы на описанные стоянки - на избах такой толпой не встаем в принципе, в некоторых местах уже стояли группы и мы проходили. Был один момент неприятный, когда стояли на Тагуле на острове перед "сердцем" лист 47-027 со стороны ручья Старенького.  На левом берегу в избе стояла шумная компания с моторами. Когда там дошло веселие до точки, началась стрельба. Стало как-то неуютно нам, безоружным. Пришлось нашим мужикам прогуляться вдоль острова, чтобы нас заметили. А то, про что ты пишешь, к сожалению,  визитная карточка времени.
...думаю, жители Талой благодарны нам за субботник, который мы провели около их моста. Встать там первоначально казалось невозможным...
::Другие материалы по теме::
        Наше Предложение по заброске в Тофаларию:
авто и авиа доставка на территорию Тофаларии;
 - наём коней, контракт с проводником;
 - аренда средств спутнико- вой связи.

Средства выживания.

Telit SAT-550.
                     Радиотелефоны.
                          Радиостанции.

Рюкзаки и палатки.

Спутниковые телефоны *  Радиотелефоны * Радиостанции
   © 2005 г.                                                                                Главная *  Тофалария *  Тофы о Родине  Про связь  * Фотоцентр *  Контакт
Tofalaria.Ru * Жизнь полна приключений
                      При копировании и использовании материалов с данной страницы просьба указывать источник получения информации, вэб-сайт http://www.tofalaria.ru