Главная                Тофалария                Тофы о Родине                Про связь                Фотоцентр                Контакт                           Гостевая книга
    Наши древние предки всячески пытались доступными средствами оставить память о себе будущим поколениям. Многое из того, что мы наблюдаем в настоящее время, когда то несло осмысленную информацию для современников и непонятную, загадочную для нас сейчас.
Писаницы являются одним из проявлений культуры людей некогда проживавших на территории Тофаларии.
 
 
 
ВЕЧНЫЕ  ТАЙНЫ  ТОФАЛАРИИ                                                                                               Автор: Михаил Иванович Пугачёв
 
...1 ...2 ...3
 
     17  сентября 1991 года мне посчастливилось, в который уж раз, посетить Ярминские петроглифы. Снова волнующая встреча с искусством охотников эпохи неолита. Всматриваясь в знакомые контуры зверей, снова с трепетом соприкасаюсь с древностью. Энергия художников далекого прошлого как будто переходит ко мне, преодолев бездну времени, я чувствую это и вижу нечто новое, не замеченное до этого мгновения.
     В лучах заходящего солнца в центре самой интересной композиции уже издалека вижу прорисованное по всему контуру краской изображение кабана. Не верю глазам своим, боюсь, что мне показалось, показываю своим спутникам. Они тоже видят прорисовку.
 
     Во время первой встречи с рисунками в 1963 году мы сразу же заметили  эту особенность, и я тогда записал в своем дневнике:  « В верхней части рисунка кабана прямо в процарапанной борозде видна бордово-коричневая полоса».
     Я много раз бывал там, дважды копировал рисунки, в последний раз, в 1989 году, и видел прорисовку только в одном месте. А тут прорисовка по всему контуру! Удивительно! Тороплюсь пробраться к «кабану» по узкой кромке берега между отвесными скалами и водой. Останавливаюсь в 10 метрах от композиции. Ближе не подойдешь - вода! И вижу с близкого расстояния новое чудо: с внутренней и с внешней сторон линии рисунка окаймлена вся фигура кабана по контуру, сияет двойным ореолом.
 
     Стараюсь сообразить, как же получилась такая удивительная игра природы. Ясно, что это - отражение солнца, которое вот-вот скроется за гребнем горы. А вот механизм отражения мне непонятен. Нужно рассмотреть скалу вплотную. Но как попасть на уступ скалы под рисунками? Вода в реке после затяжных сентябрьских дождей поднялась высоко и обмывает накатом волн ребро уступа, под которым глубина до дна больше полутора метров. Сверху со скалы не спустишься  - нет верёвки, и снизу - не подойдешь. А в это время солнце медленно заходит за хребет, и все очарование только что виденного дива постепенно исчезает, нет уже ореола, но остается отчетливо видимой белесоватая, как присыпанная пеплом, бордово-коричневая линия рисунка. Сегодня мне особенно повезло: в это самое время по реке на своей лодке проезжал знакомый рыбак. Я его окликнул и попросил подвезти меня к скале.
 
     Через пять минут. Стоя на уступе и держась за скользкие от влажности расщелины скал, я смог разобраться и понять это удивительное явление природы. Объяснение, как всегда, оказалось простым. Была большая влажность воздуха. От реки прямо-таки веяло сыростью. Скала, хотя и освещалась солнцем, была холодной,  (лучи солнца скользили по поверхности). Теплые влажные потоки воздуха обвевали скалу, охлаждаясь, и оставляли на ней очень тонкий слой воды. Скатываясь со скалы, вода накапливалась в виде ряда капелек на верхних и нижних границах между углублениями линий и скалой. Лучи солнца просвечивали капельки и, преломляясь, обрисовывали контур кабана двойной сияющей полосой.
 
     Но пока я не могу до конца понять. Почему светился только кабан. А не все его соседи- лоси, хотя они, как мне кажется, находились в одном положении - на одной плоскости скалы.
     Возможно. Разглядеть ореол вокруг лосей не успел - видел это  явление всего несколько минут, или стоял в том месте на берегу реки, где фокусировалось преломление лучей солнца только от фигуры кабана. Чтобы увидеть подобное с лосями, должен был передвинуться на другое место, а сделать, сразу не догадался.
 
     Пока стоял вплотную к композиции, внимательно пригляделся к прорисовке красной фигуры кабана. Наличие краски по всему контуру не вызывало сомнений, её стало видно в результате долгого увлажнения скалы. Но даже сейчас на верхней части рисунка, на загривке кабана, полоса выглядит отчетливо, и она темнеет. Здесь желобок контура глубже и шире, сюда древний художник положил больше краски, она лучше сохранилась и её всегда было видно хорошо, без намачивания скалы водой.
     Снова с пристрастием осматриваю все рисунки, к которым можно подойти в этот раз, но прорисованных краской фигур не видно. Наверное, нет у меня соответствующего опыта работы в таком деле. И поэтому вопросы - бесконечные вопросы. Зачем, посещая священные скалы, древние художники, возможно, время от времени, наносили краску на выбитые контуры старых рисунков? Почему только кабан прорисован, а другие - нет? Может и другие изображения подверглись такой же процедуре, но краска не сохранилась? Но тогда почему она сохранилась на фигуре кабана, а на других нет?
 
     Не могу даже предположить, что в последние два года кто-то мог прочертить краской фигуру кабана.  
 
     Свеженанесённая была хорошо видна. Здесь же узкая бордово-коричневая полоса проступает сквозь скальный загар - явное доказательство старины.
     С середины 70-х годов я снова поселился в Тофаларии, в селе Алыгджер.
С этого времени в жизни моей началась полоса увлечения историей, археологией и этнографией тофов. Начал собирать постепенно этнографические предметы, книги об истории тофов, увлёкся сбором фольклора, заинтересовался и загадками топонимики.
 
     Одной из загадок, которая не давала мне покоя многие годы, было географическое название части русла реки Уды с двумя левыми притоками, объёдиненных одним общим названием "Шаманка". Она расположена в 25 км от поселка Нерха, вниз по реке Уде. В районе Миллионного порога.
     Левые притоки, впадающие в реку Уду, один - выше, а другой ниже - Миллионного порога называются: Шаманка и Средняя Шита. Однако старые тофы последнюю тоже называют "Шаманка".
 
     В 70-е годы я несколько раз приходил сюда, пытался найти здесь хоть какие-то признаки, подтверждающие название "Шаманка". Искал захоронения, жертвенники, святилища или даже места, удобные для действий шамана. Но все было безрезультатно. Видимо, не хватало опыта и знаний.
     И только 3 октября 1982 года, после упорных поисков, мне удалось, наконец. Увидеть  то, что, вероятно, объясняет географическое название "Шаманка". Это были наскальные рисунки, написанные охрой - писаницы, потом мы их назвали "Шаманские писаницы". Они сохранились плохо, в то время я увидел совсем немного.
 
     Первая, замеченная мною фигура, выделялась более или менее отчетливо светло-охристым цветом и походила на утку или гуся, изображенная вертикально, головой кверху. Голова своим клювом соединялась с еле видными следами медведя. Справа от этих рисунков видны какие-то знаки, похожие на письмена, и по всей плоскости скального блока множество чуть заметных охристых пятен.
     В 30 метрах вправо (выше по течению реки), от этой пока ещё не ясной композиции, в центре ровной скалы большого размера, на высоте полутора метров от земли, я сразу же увидел рисунок лося, а над ним множество пятен неясной формы.
     Вот, пожалуй. И всё, что мне удалось разглядеть.
     О своей находке я сообщил в Иркутский государственный объединенный музей. И уже в августе-сентябре 1983 года музеем была осуществлена комплексная экспедиция под руководством старшего сотрудника фонда музея Л.В. Мельниковой, кроме которой было ещё четыре человека: научный сотрудник музея О. Мартынова, фотограф В. Гуляев, каюр, местный житель-тофа П.В. Волхоев и я, в качестве проводника - рабочего. Десять дней продолжалась работа. Мы осторожно и бережно отмывали рисунки, искали и выявляли их, а потом копировали. По неопытности использовали устаревший метод копирования: обводили мелом все закрашенные охрой полосы  и пятна с внешней и с внутренней сторон, а потом переводили на кальку. Результаты такой работы были забракованы археологами Иркутского госуниверситета и администрацией музея.
 
     На следующий, 1984, год мы повторили поездку к шаманским писаницам и, используя современную прогрессивную методику, скопировали их снова. Отчёт об экспедиции хранится в фондах музея.
     В конце июля 1991 года в Тофаларию была организована комплексная экспедиция Иркутского государственного Объединенного музея по заданию Иркутского облисполкома для изучения современной этнографии, экономики и социального положения тофов. В работе экспедиции принял участие профессор Оригонского университета США Дон Дюмон, а также кандидат исторических наук А.Н. Садовой и кандидат географических наук С.П. Елин. Мне предложили быть проводником экспедиции, я согласился.
 
     Намечая основные задачи. Начальник экспедиции О.В. Бычков, заместитель директора ИГОМ по науке, предлагал и знакомство с шаманскими писаницами. Он запланировал предварительную разведку местности "шаманка". Определение исторической ценности, возможность и необходимость дальнейших исследований в этом районе. Мысль о необходимости серьёзного изучения района подкрепилась очень интересной находкой. В трёх километрах от рисунков, ниже по реке Уде, на левом берегу нами был поднят глиняный горшок, видимо, позднего тюркского периода. Его нашел десять лет назад охотник М.А. Шкилев и, чтобы сохранить его и не потерять, он спрятал горшок в другом месте, положил под камень в 20 метрах от места находки. И хотя впоследствии Шкилев объяснил мне, где его можно взять, но отыскать его мне не удалось. И только в этот раз нам повезло - мы нашли его.
 
ЛИСТАЕМ ДАЛЬШЕ...
Всё только начинается
 
::Другие материалы по теме::
        Наше Предложение по заброске в Тофаларию:
 -
авто и авиа доставка на территорию Тофаларии;
 - наём коней, контракт с проводником;
 - аренда средств спутнико- вой связи.
 
 
 
 
 
    Средства выживания.
                          
   Telit SAT-550.
                     Радиотелефоны.
                          Радиостанции.
 
                  
Рюкзаки и палатки.
 
                                                                                                              Спутниковые телефоны *  Радиотелефоны * Радиостанции
   © 2005 г.                                                                                Главная *  Тофалария *  Тофы о Родине  Про связь  * Фотоцентр *  Контакт
Tofalaria.Ru * Жизнь полна приключений                                                                                                                                                                                            
                      При копировании и использовании материалов с данной страницы просьба указывать источник получения информации, вэб-сайт http://www.tofalaria.ru