На данной странице будет размещён материал от наших посетителей, соответствующий тематике сайта и достаточно объёмный для размещения в Гостевой книге.
 
       Для размещения материала писать
сюда...
 
 
Отчёт о водном туристском путешествии шестой категории сложности (катамараны) по Центральному Саяну (река Уда), совершённом в июле-августе 2001 году
Руководитель:
С. И. Черник (Москва)
 

Отчёт из библиотеки Московского городского туристского клуба №5821
 
...1...2 ...3 ...4
 
Район путешествия: Центральный Саян
Нитка маршрута: г. Нижнеудинск (поезд) - устье р. Верхняя Хонда (вертолёт) - сплав по р. Уда от устья р. Чело-Монго до пос. Порог - г. Нижнеудинск
Сроки путешествия: 28 июля - 17 августа 2001 года.
 
 
Препятствия 1.- 25. Этот участок реки представляет собой разбои и перекаты, разделенные участками плесов (кроме преп.2 - "Верхний каньон").
Препятствия 25.- 50. Этот участок реки представляет собой мелкие шиверы и перекаты; в шиверах русло реки почти на всю ширину забито камнями.
Препятствия 51.- 62. На этом участке реки простые шиверы, но более глубоководные.
Весь участок от устья реки Чело-Монго до порога "Хангорок" плыли без разведки. Несмотря на довольно высокий уровень воды кое-где катамараны подсаживались на мели. Один раз кат-2 заплыл в непроходимую завальную протоку. В результате пришлось проводить катамаран 200 м вверх по течению для выхода в основное русло. После шиверы 62, представляющей собой крупные скальные обломки в русле, через 250 м правый поворот реки и гладкий скалистый зубчатый гребень серого цвета на левом берегу - это ориентир
Препятствия 63. Порог "Хангорок" (4В). В конце правого поворота перед прямым участком с левого берега в воду выступает скала, на которой ежегодно бывает завал. Сразу за скалой небольшое улово, где необходимо пристать к левому берегу для разведки порога. Производить разведку порога можно и справа, если причалить сразу ниже устья р. Хангорок. Начало порога длиной 100 м находится на крутом левом повороте реки после впадения справа р. Хангорок. В пороге большие валуны образуют несколько сливных гряд со смещёнными друг относительно друга воротами. Левая струя в пороге наваливает на обломок скалы.
Осматривали порог с левого берега, проходили, прижимаясь в основном к правому берегу.Страховку не ставили. За первой ступенью Хангорокского порога плёс, затем ещё пять менее сложных ступеней.
Препятствие 64. Ступени разделены плёсами. Проходили их без предварительного осмотра, придерживаясь левой части русла.
После преп.64 долина расширяется. До устья руч. Байгыр идут слабые перекаты и плёсы. Перед устьем Байгыра, на правом берегу Уды, остатки лагеря геологов. До Байгырского порога два несложных препятствия
65. и 66. - шиверы. После второй можно причалить к левому берегу. Впереди поворот реки влево почти на 90 градусов, сразу за поворотом
Препятствие 67. Порог "Байгыр" (4А). Перед поворотом на правом берегу виден завал. В пороге, несколько ближе к левому берегу, поперек реки стоит огромный камень. Вода, набегающая на него, отражается в основном влево. Проход справа от камня довольно узок, от него неплохой отбой, в сливе за ним много камней. Проходу слева от камня несколько мешает галечная коса левого берега, выступающая далеко в русло. Проходили порог тандемом слева от камня без просмотра.
Препятствия 68.- 71 - несложные шиверы, причем шивера 69, расположенная в правой протоке, сложнее остальных на этом участке. В протоке ближе к левому берегу лежит обливной камень, с которого крутой слив, плохо заметный с наплыва. Поэтому заранее нужно уходить вправо от камня, где слив более пологий.
Ниже устья р. Сардык-Ой довольно большой остров. Основная протока правая. Остров начинается на крутом правом повороте реки. На левом берегу видна скала, отходящая в воду. За скалой небольшое улово, где можно причалить к левому берегу для разведки порога.
Препятствие 72. Порог "Сардык" (4А). Впереди река поворачивает вправо. Здесь расположена первая ступень длиной 80- 100 м , состоящая из нескольких сливов и косых валов метровой высоты. Далее 70- 100 м быстроток, за которым находится вторая ступень длиной 500- 600 м , состоящая из нескольких гряд подводных и надводных камней со сливами и валами высотой 1- 1,5 м . После второй ступени слева есть неплохая суводь, куда необходимо причалить для разведки порога "Ханская щель".
Препятствия 68-72 проходили с ходу тандемом. Зачалились слева для просмотра следующего порога.
Препятствие 73. Порог "Ханская щель" (5А). После преп.72 находится 50 м участок без камней с быстрым течением. Далее на правом повороте начинается входная шивера порога "Ханская щель" длиной 300 м . После прямого участка шиверы р. Уда резко поворачивает влево. Справа впадает река Хан, сбой струй после устья образует дорожку валов в основной части струи. В левой части струи большой обливной камень, за которым в 15- 20 м струя сжимается и бьет перпендикулярно в правую стену начинающегося каньона. Отбойный вал слабый, основная масса воды уходит вниз. Часть воды отражается в улово у правого берега, несколько большая часть уходит в каньон по поверхности.
Сразу за порогом в каньоне у левого берега есть несколько мест, где можно зачалиться. Организовать страховку с берега при прохождении порога возможно метрах в ста выше порога "Макбет" на плесе с левого берега. Обнос вещей обычно занимает 40-50 мин. Можно подняться без тропы в лоб на скалу, образующую левую стену каньона. Далее нужно идти по верховому болоту и спуститься на террасу за каньоном.
Препятствие 74. Порог "Макбет" (5В) расположен в каньоне и отделен от преп.73 плесом 150 м . Разведку порога лучше всего производить по камням левого берега (по малой воде). При средней воде разведка выполнима только сверху, откуда сложно оценить величину сливов в пороге. За последним сливом 2-м вал. После этого слива основная струя устремляется к правобережным скалам и наваливает на них.
Проходили порог тандемом кат-2 и кат-1. Дополнительно ниже порога "Макбет" наше прохождение страховала группа Демидова А. В прижиме к скале правого берега экипаж кат-2 не успел выгрести влево, катамаран перевернулся после навала на скалу через левый баллон. В скальном коридоре 3 человека выбрались со взаимной помощью на перевернутый катамаран. Один человек был выловлен после порога "Макбет" экипажем кат-1. Одно весло было утеряно. Порог "Макбет" был пройден в основном по средней части струи. Авария (переворот) произошла из-за недооценки капитаном кат-2 мощности струи в прижиме к скале правого берега и переоценки возможностей экипажа в данной ситуации.
Лагерь разбили напротив порога "Ворота" на невысокой зеленой террасе.
Препятствие 75. Порог "Ворота" (5А) начинается через 200 м после порога "Макбет" и хорошо просматривается с террасы левого берега. Прохождение его возможно как по центру, так и в правой части русла. Ниже порога в левобережном улове удобно организовать страховку с воды. За преп.75 после небольшого плеса шивера с относительно медленным течением, которая на правом повороте реки переходит в
Препятствие 76. Порог "Кривой" (5А). Разведка порога по левому берегу. Основная струя в пороге уходит ближе к левому берегу и сливается с полуподводной плиты, образуя между плитой и правым валуном узкий пологий слив высотой более метра. За сливом струя валит на обливной камень. Прохождению порога справа мешают камни входной шиверы. После порога плес.
Преп.75 и 76 прошли тандемом без промежуточного причаливания, преп.75 по центру, а преп.76 в основном вдоль левого берега. Чалка после порога "Кривой" к левому берегу несложная. Река делает длинную петлю влево, на которой расположены две несложные шиверы -
преп.77,78. После второй шиверы плес, на котором рекомендуется чалиться к правому берегу для осмотра следующего препятствия.
Препятствие 79. Порог "Сито" (4В). В пороге левая часть русла загромождена большими валунами, между которыми вода дробиться на мелкие струйки. При нашем уровне воды прохождение возможно в любой части русла. За порогом небольшой плёс, где удобно организовать страховку с правого берега. За плёсом начинается мелкая длинная шивера с большим количеством камней и медленным течением, переходящая в несложное
Препятствие 80. Порог "Сторожевой". Осмотрели порог с правого берега. Весь порог проходили по центру. Сразу после порога слева бом высотой около 300м. Под бомом участок с быстрым течением, справа небольшое улово. За бомом через 150м у левого берега начинается осыпь. От осыпи до входа в Нижний каньон тянется несложная шивера Препятствие 81. Длина около 0,5 км . Переходит в сложный порог, заканчивающийся скальной ловушкой на входе в каньон. Шиверу желательно осмотреть, чтобы наметить место причаливания к левому берегу перед входом в порог. До преп.82 плыли тандемом без предварительного просмотра.
Препятствие 82. "Нижний Каньон". Пороги Нижнего каньона условно называют "ступенями". Следуя общепринятой устоявшейся лоции, их насчитывают 14. Все пороги Нижнего каньона можно просмотреть с левого берега. Самое удобное место для лагеря находится у ручья Таз-Ой.
::Другие материалы по теме::
    ПЕШЕХОДНЫЕ МАРШРУТЫ
 
 
 
 
 
 
 
    ВОДНЫЕ МАРШРУТЫ
 
 
 
 
 
    ЗИМНИЕ  ПУТЕШЕСТВИЯ
 
    СМЕШАННЫЕ МАРШРУТЫ
 
 
 
 
        Наше Предложение по заброске в Тофаларию:
 -
авто и авиа доставка на территорию Тофаларии;
 - наём коней, контракт с проводником;
 - аренда средств спутнико- вой связи.
 
 
 
 
 
    Средства выживания.
                          
   Telit SAT-550.
                     Радиотелефоны.
                          Радиостанции.
 
                  
Рюкзаки и палатки.
 
                                                                                                              Спутниковые телефоны *  Радиотелефоны * Радиостанции
   © 2005 г.                                                                                Главная *  Тофалария *  Тофы о Родине  Про связь  * Фотоцентр *  Контакт
Tofalaria.Ru * Жизнь полна приключений                                                                                                                                                                                             
                      При копировании и использовании материалов с данной страницы просьба указывать источник получения информации, вэб-сайт http://www.tofalaria.ru