Катышный, Мурхой, восхождение на Маяк, Хатага, Уда.

||  Пешка плюс сплав 2005  ||  Маршруты по Тофаларии

Свой кошмар всегда лучше чужой гениальности

Немного из прошлого

Этот материал некогда был отложен в сторону по причине нежелания "трясти бельё на людях". Был в нашем коллективе обидчивый люд, и не хотелось тревожить им психику.
Теперь же смотрю на это уже лирически, не как описание маршрута, а как некую юмористическую зарисовку. Параллельное описание этих же, частично, событий
имеется здесь. Имеем и видео по проходу данного маршрута.
Блуждая по Саянам, насмотрелся на таких перцев, что наш случай почти рядовой или чуть выше среднего. Да и весело сейчас припоминать те события, хоть и грустно слегка, потому как уже всё это в прошлом. Нет того коллектива, и не будет. Нет тех радостных минут единства мировосприятия. А жаль.
Глядя на народ, вваливающийся в дебри Саянские, порой поражаюсь, откуда сил хватает на преодоление таких пространств в заброске и следом заход через перевалы после такого объёма выпитого огнива. Непостижима душа и радость бродяги. Он, можно сказать, весь год ЭТОГО ждёт, и радости его нет предела.

Лёгкого прочтения.

.........................................................................................................................................................................
Так начиналась данная история.
Предисловие. Вместо автора.

Поход 2005.
От автора.

Нюансы

Ну, вот и сходили. Ты хочешь знать как. Да неплохо. Если не считать некоторых нюансов. Можно сказать, поход начался с анекдота, да-да с анекдота. Он прошел с нами через весь путь и всегда просто заряжал оптимизмом и бодростью. Притащил его к нам из Братска Леха Сурта, наш попутчик и страстный рыбак с хорошим умением травить байки. Итак, собственно анекдот. Зажмите уши господа интеллигенты, это не для Вас. Читайте.

Приходит как-то Петька к Василию Ивановичу и спрашивает:
- Вот вычитал я в газете слово странное, а понять его значения не могу, объясни, пожалуйста, Василий Иванович.
 -А что за слово Петька?
 -«Нюанс», Василий Иванович.
 -Хорошо, подумаю, Петька.
Долго думал Василий Иванович. Вечером приходит Петька и  спрашивает:
-Ну как  Василий Иванович растолкуешь?
-Растолкую Петька. Снимай портки и вставай на колени.
Петька сделал, как его попросили. Василий Иванович засунул ему причинную штуку в задницу и говорит:
-Итак, Петро объясняю – У тебя член в жопе, у меня член в жопе, но есть один маленький нюанс.
Итак, поход наш  проходил не без нюансов. За день до старта засвербела у одного члена команды душа. И решил он посетить старых друзей, угостить пивом. Зная его широкую гло….- душу, я принялся проверять все явки, на которых он мог зависнуть, иначе к старту он будет не готов появиться, бензовозы ждать не будут. Проведя в поисках некоторое время, и подключив к розыску членов команды, мы обнаружили нашу потерю, в невменяемом состоянии, на берегу реки. Это чудо стояло по пояс голым с банданой на шее и в упор никого не узнавало, пронзительно синие глаза не наводились на резкость, мухи вокруг летали пьяными, улыбка на лице говорила - день удался. Его старый друг предложил забрать товарища, мы вежливо отказались, сказав, куда нам столько счастья. Тот грустно улыбнулся и пьяной походкой пошел заводить свой рыдван. Вазовская копейка буркнула и унеслась прочь, предварительно пару раз хлопнув дверьми из окон,  которых, мочалом свисал наш компан. Теперь зная координаты местонахождения и предупредив супругу друга нашего друга, которой крайне не понравилась перспектива увидеть двух синий перцев, вместо одного родного, мы удалились на покой.
Дело кончилось тем, что Саша Петрушенко, наш «Товарищ Главный Фотограф», так его здесь называют, естественно опоздал, бодрился, но на ногах стоял не уверенно и выдыхал крайне горючую смесь паров с запахом мочи и чеснока. Уверял, что пили пиво.

Первый день

Вот и поехали. Бензовозы на базе Урала в количестве 4 штук выдвинулись к цели нашего маршрута. Дорога заняла немногим более14 часов. Пара поломок, которые быстро устранили, прекрасные виды из кабины, водилы профи - так началось наше турне. Все просто балдели от предвкушения дальнейших приключений. Только двое некоторое время испытывали напряг - «Товарищ Главный Фотограф» выдыхал, а Юра Филиппов вдыхал пары содержащие спирты, которых химия пока не синтезировала, на данном этапе развития науки. К обеду один был почти пьян, другой болел с бодуна, водилу не считаем, он от комментариев отказался.  Кстати, спасибо руководству прииска «Покровский» за предоставленные сидячие места.
Приехали, Бирюса на прибыли. Вброд не перейти, ночь, холодно. Просим перебросить нас на другой берег. Это не по-пути, но водилы соглашаются и вот мы на устье ручья Катышного. Ночь уже теплая, странно да. Приятно отметили приезд и по койкам, завтра в путь.

День второй

Утро замечательное. Редкие облака. Народ раскачивается. Сборы затруднены. Выдвигаемся поздновато. Одного попутчика собираем сообща – это Леха Чернышев - подпольная кличка «Сенкевич» - любитель выпить и путешествовать. Я делаю большую глупость. Кто я? Я Гапоненко Дмитрий - немного турист, немного рыбак и чуть-чуть фотограф. Так вот, я сложил Сенкевичу в рюкзак 2-х литровую бутыль со спиртом. Это не осталось не замеченным. Сделав рожу тяпкой, наш попутчик отстал от каравана и, поленившись разбавить жидкость водой из ручья выжрал некоторое ее количество. Естественно не дождавшись на ближайшем привале нашего компана, мы пошли на его поиски. Нашли! Это мирно сопящее чучело, лежало на мхах у берегов ручья, невдалеке от места ночевки. Растолкав его, и выслушав историю про оторвавшуюся лямку рюкзака, мы пошли дальше. Чувство, то тебя поимели должным образом, не покидает коллектив до сих пор. Рваная лямка не дает покоя душе. Идем дальше. Пот льет ручьем. Бравенько шагая вначале, начинаем думать – дойдем ли. Обещанные лошади пока не нарисовались. Сенкевич на каждом привале хочет умереть, но молчит, боится, что эту мысль поддержит коллектив. Хотя он пока нужен, груза много. Доходим до сворота на зимник и встречаем местных охотников из Гутары, они расположились в устье ручья в небольшой избе. Расставшись с некоторым количеством ненавистного спирта, грузимся на лошадок. Договорились, что нас забросят до Мурхоя. Зашагали бодренько, хотя рюкзаки все же тяжелы. На лошадок бросили только один рюкзак и некоторую тяжесть.

Сенкевич писает кипятком, пытка рюкзаком, который, кстати, был чудно отреставрирован мною, закончилась. Навялив на него видеокамеру и ружье, иду впереди. По пути оглядываюсь, идет ли. Идет, автопилот работает нормально. Огромный куст ревеня. Срываю лист, чищу, оглядываюсь, идет наш синячок, тяжело, но идет. Подхожу к ручью. Глядь назад, а Сенкевича и нету. Недоброе чувство охватило меня. Скинул рюкзак и бегом назад, вот и куст ревеня, а Лехи нет. Неужто он решил помочь оставшимся аборигенам выпить горючую жидкость, и вернулся к избе. С матами и желанием набить морду бегу к избе, благо отошли километра на полтора. Нет его, говорят, и не было. Ясно, нужно искать во мхах. Дохожу до куста все того же ревеня и начинаю короткими зигзагами поиск этого ядовитого пингвина. Коллектив уже далеко. Ищу один. Поиск затрудняет камуфляж, в который Леха одет. Собственно ищу видеокамеру и ружье, остальное и даром не надо, нельзя ходить в горы с больными людьми.  Нашел! Ура! Снимаю камеру и ружье. Сенкевич поднимает голову. Прощаемся! С чувством облегчения, желаю хорошей обратной дороги, когда проспится. Нахрена нам такой попутчик. Тот говорит - «ага» и продолжает сон. Через некоторое время догоняю группу, сидят, ждут и немного шипят, это я тащил Сенкевича в коллектив. Это как в анекдоте – Жить надо, жить не с кем, вот и живешь, с кем попало. Немного перефразировав, скажем так - тащить надо, тащить некому, вот и берешь в помощники кого попало.

Коллектив постановил: если Леха Сенкевич не подтянется, бутор раскидаем по рюкзакам, а конкретно Лехины вещи отправим обратно с лошадьми, мужики обещали довезти их до Гутары, а там отправить до Нижнеудинска с оказией. Идем далее. Перевал. Внизу Мурхой и изба. Бодренько идем вниз. На горизонте цель похода. Вброд переходим Мурхой и буквально через сто метров финиш этого дня - изба. Расслабон. Филя-Филиппов Юрий отдает аборигенам, собравшимся в обратный путь, рюкзак с вещами Сенкевича. Отдает им за работу блок его же сигарет и обещает кучу благ за доставку рюкзака в Нижнеудинск, в случае если они Леху не встретят на обратном пути, и тут о чудо, появляется наш проводник с лошадьми - Илюха. А на багажнике его коня сидит Леха Сенкевич. Надо сказать что, пока мы шли, ударила гроза, это она, наверное, прекратила сон тихого алкоголика, и тот выбрался на тропу как раз вовремя. Естественно рюкзак ребята вернули, а про сигареты умолчали. Весь оставшийся путь, Филя, как инициатор подарка, делился с Лехой сигаретами, остальные просто некурящие. И так и не раскололся, куда же делся блок сигарет.

Первая рыбалка

На Мурхое ниже по течению, достаточно много хороших ям для рыбалки. Но выше буквально 3-4 ямы и все. Стоит лишь мелочь. Выходим порыбачить. Ильюха, как абориген этих мест приносит первый улов. Иду по следу и вытягиваю четырех хороших харюзей. Правда, это такое дрочиво, клева можно сказать нет. Куда она запропастилась. Но главное начать. Утро. Сборы. Нас 6 человек да Илюха. На всех 4 лошади. Вьючим, разгрузив немного свои рюкзаки в сумины, и в путь. Тропа вверх по Мурхою просто сказка, ни подъемов, ни спусков. Иногда просто дорога. Упираемся в Мурхой, справа скала, вода большая, Илюха ушел вперед, следов коней не видно. Оказалось, что проскочили сворот направо. Вернулись назад на 50 метров и в гору. Вот и следы. Крутой подъем и еще полтора часа до избы Власовской. Чудный вид на долину Малого Мурхоя.
Итак, я увлекся и начал описывать маршрут, а вам это надо. Точки GPS я постараюсь опубликовать. Интересного особо ничего не было. Ну, шли, потели, кряхтели. Да, на гору Маяк забрались вчетвером. Называется, ходили в радиалку. С высоты птичьего полета обозвали оставшихся внизу «пимокатами» и, нарвав к чаю сахандальи, спустились вниз к табору. Люди, чай из этой травки просто сказка, идите и пейте. На таборе праздник, Илюха с Сенкевичем ходили на охоту, на пикульку добыли кабарожку, праздник живота.
Вот и перевал

Народ сидит и балдеет. Созерцают ручьи. Один течет в Уду другой в Бирюсу, водораздел, однако. Впереди, далеко, долина Уды. Еще топать и топать.

Дошли до Хатаги

Разброд полный, перед бродом отдых. Сенкевич идет первым и нарывается на изюбря. С мыслью, что тот будет ждать, передает Филе эту весть, а так как камера у меня, и я еще не перебрел, Филя, чтобы не спугнуть зверя, делает мне жесты оскорбительного порядка. Оленем преодолеваю брод, поднимаюсь на берег и естественно ничего не успеваю, даже услышать. Организм восстанавливает силы, а я дурень думаю, какого хрена мне надо от этого бедного животного. Не хочет и не надо ему в кино. Идем дальше. Вот и водопад на Хатаге. Мощь. Еще метров 500 и вот она Уда. Долина широкая и река течет, разливаясь метров на 100 в ширину. Табор и рыбалка. Уже поздно идти под водопад, там стоят хорошие экземпляры. Пробую рыбачить на Уде. Берет мелкий хариус. На устье Хатаги ловлю крупнее, нет рыбы. Спим. Утром первым  бегу на яму под водопад. Полный облом. На донки я рыбачить не мастак, а верховую здесь не берут. Возвращаюсь. Народ тоже ушел рыбачить, и через час Сенкевич принес несколько хороших рыбин, рыбачил на донку, пока не оторвали. На этом месте прожили два дня, дело в том, что здесь наши пути расходятся. Женя Евтухов (Культурист) и Саша Петрушенко (Завтрак  Культуриста) вместе с Илюхой, идут пешим маршрутом, а наша команда водным.

Утро

Утром сгребаем бутор и, навялив на себя рюкзаки, идем до впадения Чело-Монги. Выше впадения этой речки Уда не особо судоходная. Проще пройти 7-8 км, чем постоянно дрюкаться по камням. Хотя вода гораздо теплее, чем в Мурхое. Пришли, собрали катамаран. В путь. Здесь мы еще захватываем небольшой скоростной участок верхнего каньона. Река разбивается на множество проток. Ночуем. Леха Сурта жестоко истребляет местных шмелей, кидает в воду и пытается ловить хариуса, получается, однако не очень. Буквально в канаве шириной метра 3 плещутся конского размера рыбы. А я сегодня с нахлыстовой снастью, в натуре. Ага, у Лехи сыграл. Забрасываю муху. Ну, конь прямо таки на шнуре. Просто торчу. Кайф. В общем, получилось так, Леха ищет, где стоит рыба, а я тащу ее на берег. Все хватит, поймали килограмм 5, пора на базу. Идем обратно. И тут Леха, говорит, что видит огромного хариуса и будет дрючить его сам, на жирного паута. Первая попытка не удалась, рыба хватанула паута, но сошла. Попытка вторая увенчалась успехом. Нужно было видеть лицо рыбака. Самый крупный экземпляр в этот день. При взвешивании получилось 630 грамм. Общий вес улова составил 5300 грамм. Поели, собрались, и дальше подались.  А дальше километров через десять, нас ожидало сплошное болото. Река течет медленно, полное отсутствие порогов и шивир. Камней нет, дно сплошные пески. Рыбалка на редких струях не приносит результатов. Скука. Уничтожаем паутов, их  тут море, и бросаем на корм рыбам, клева нет. Вдруг видим, под берегом вальяжно, с достоинством, от нашего катамарана отходит неплохой экземпляр. Беру нахлыст и сую муху ему под нос, благо течение слабое и есть время исправить ошибки заброса. И что, этот боров лениво поднимается, кстати, это прекрасно видят все, вода чистейшая, и хавает мою муху. Подсечка и обалденно веселая борьба. Хариус оказался крупнее, чем смотрелся в воде. С криками наставников по вываживанию, рыба была доставлена на борт, где Леха Сенкевич-Чернышов умертвил ее ударами о жерди катамарана. Сие жестокое зрелище описывать не буду. В общем, найдя способ убить время во время сплава по этому тяможному участку, коллектив воспрял духом. Поймав, таким образом, еще 4 штук мы зачалились. Нет смысла описывать дальнейший сплав по Уде на этом участке. Читай дальше. Дошли до устья реки Хангарок.

Вот он порог Хангарок

Посмотрели. Да. Опыта прохождения порогов такого класса у нас не было, что будем делать. Что? Пойдем, конечно. Позырели где пойдем. Обнесли вещи. Леху Сурту загнали на каменюку, оттуда он будет снимать кино про нас, и в путь. В общем, лохи на пароходе. Когда смотрели на видео - умирали со смеху. Все наши планы были сразу перечеркнуты напрочь. Мы прошли порог. Но как. А вот как в унитазе пенопласт колбасит, так и нас болтало. Адреналина хватило. Погрузились и в путь, впереди порог Байгыр. Подошли, посмотрели, пройдем без разгрузки. Струя бьет прямо в камень посреди реки. Идем левым берегом, Леха снимает кино, он ушел по берегу вперед. А мы, протащив катамаран вдоль берега, пытаемся выскочить на струю. Обратка пихает нас назад, кое как выходим и как профи несемся по струе, Кайф. К вечеру прибываем на точку выхода с Уды.

Ниже находится каньон Ханская Щель

Серия порогов, включая Водопадный, с пятиметровым сливом. Нам туда не надо. Жить хочется. Будем обносить. Аборигены сказали подъем крутой, спуск еще круче. Когда пошли, решили, что наоборот. Подъем казался крутым, но спуск мягко выражаясь, оказался вообще, полная жопа. Погода тоже убила +35 в тени. В общем, переход в 12 км убил нас капитально. Комары, мошка. Наспех собрали катамаран, а это не быстро, мы используем жерди листвяка или елки. И скорее на середину реки. Иначе кровососы съедят.

До Алыгджера 7 км

Все ждут обильной пищи. Там нас должны ждать две сумки весом в 90 кг. Разный бутор, фляга, сапоги, пища. Договаривались в порту в Нижнеудинске, что отправят с оказией. Есть такая Галя в отделе перевозок - Гусева. Пришли, а бутора и нет, и небыло. В общем, сели на моцик за отдельную плату и поехали тарится продуктами. У Сан Саныча (есть такой торгаш в Алыгджере) затарились и дальше в путь, недобрым словом поминая Галю. Ну а Леха Сенкевич - в сердцах дал ей кликушу - Крыса Банановая. На том и успокоились. Предвкушая другую рыбалку, дело в том, что выше порога Водопадного ловится только хариус, кстати, имеющий характерную особенность, хвост у него золотого оттенка, красотища, а вот ниже ловится и ленок с тайменем. Пороги нам знакомы, идем без просмотра. Чалимся на левом берегу против устья Джуктыра, рекомендую всем, коли, будете в наших краях. Ловлю ленка 1,5 кило. Утром встречаем туристов, они уже на ногах, облавливают  ямы, мы только собираемся. Какие то они самодостаточные. Упакованы хорошо. Ни поболтать, ни чаю попить. Ну и плывите.

Потом узнали, клуб Черпак из Хабаровска что ли. Еще позже узнали, что вторая группа, которую они не дождались, и она шла за нами, на пороге Джуктыр потеряла человека. Вот тебе и Джуктыр. Вроде и не порог, а так струя. А табличку вешать еще одну надо, там уже висит три.

Хватит о грустном

Идем дальше. Рыбалки нет. Хариус не интересует. Хотим большую рыбу. Филя нахапал блесен по самые не хочу. А рыбы нет. Да еще мокрец, мошка такая поедом ест. В палатке сетка не помогает, пластинки от комаров не убивают. Спасет только изба. В поисках избы проводим час, должна быть по левому берегу, не нашли. Зачалились. В общем, когда после кошмарной ночи пошли дальше, увидели ее буквально в 50 метрах от табора. С берега она не видна. Вот облом. И ведь помнил, что здесь рядом, и на тебе. И снова с рыбалкой полный облом.

Так дошли до Хадамы

Зашли в гости к Свешниковым. К ним все заходят в гости, прекрасное место, хорошие люди. И мы всегда заходим, хотя мы может и не такие хорошие. Оторвались по домашней еде. Банька. Изба без мошки. Хозяева тоже жалуются, как никогда много гнуса в этом году, обычно комара и того на Уде мало, а мошка в это время лета вообще редкость. Про рыбалку и говорить нечего. Тоже не ловят. Нет рыбалки.

Переночевали и в путь

Филя вторые сутки трещит безумолку. Как его заткнуть неизвестно. Словесный понос разливается по всей реке. На душе гадко, все в напряге. Некоторые нюансы совместного проживания. Накопилось как-то. Видеть не хочу эти рожи. Одно радует, скоро дом. Характер у меня поганый, правда, сдерживаюсь, ведь и накостылять могут. Идем дальше. Рыбалки нет. Филя ловит Ленка с килограмм. И это на сотню забросов по местам боевой славы.

Скоро устье Огнита

Конец путешествия, по навигатору 70 км до Нижнеудинска. Пришли. Разбили табор. Позвонили, благо брали с собой спутниковый телефон. Ждем Колямбу. Коля обещал приехать. Напряга спала. Собираем катамаран, бутор. А вот и он. Выпили, закусили и по домам. И чего перлись в такую даль, наверное, посмотреть на хариуса с золотым хвостом.

::Другие материалы по теме::
        Наше Предложение по заброске в Тофаларию:
авто и авиа доставка на территорию Тофаларии;
 - наём коней, контракт с проводником;
 - аренда средств спутнико- вой связи.

Средства выживания.

Telit SAT-550.
                     Радиотелефоны.
                          Радиостанции.

Рюкзаки и палатки.

Спутниковые телефоны *  Радиотелефоны * Радиостанции
   © 2005 г.                                                                                Главная *  Тофалария *  Тофы о Родине  Про связь  * Фотоцентр *  Контакт
Tofalaria.Ru * Жизнь полна приключений
                      При копировании и использовании материалов с данной страницы просьба указывать источник получения информации, вэб-сайт http://www.tofalaria.ru