Еще недавно мн. мужчины носили на промысле традиц. шубу из оленьих шкур и унты из камусов, сшитых в домашних условиях. Ныне традиц. одежда почти полностью вышла из употребления. По опросным данным, лишь немногим более 6% Т. хранят дома традиц. одежду. В 1990-е гг. из-за дороговизны и трудностей приобретения покупной одежды нек-рые промысловики вновь возвращались к традиц. одежде из оленьих шкур.
      Осн. пища Т. - мясо диких копытных: оленей, лося, косули, кабарги, а также медведя, зайца, белки, промысловых птиц. Домашних оленей забивали на мясо редко. Жареное мясо употребляли гораздо реже вареного. Оленье молоко пили кипяченым, добавляя в чай. Из него готовили сладковатый сыр (слегка сквашенное молоко смешивали со свежим и кипятили до тех пор, пока не всплывала густая творожистая масса, к-рую перекладывали в мешочек из ткани и вешали на несколько дней), а также простоквашу: в сырое молоко наливали теплую воду и устанавливали на сутки у очага в накрытом шубой сосуде. С наступлением холодов запасали молоко на зиму, замораживая его в берестяных сосудах и очищенных кишках и желудках животных. Растит. пища зимой состояла в основном из высушенных луковиц сараны (ай) и кедровых орехов. Из покупной ржаной муки, замешенной на горячей воде, пекли в золе очага или на раскаленных камнях лепешки (талан). Ели также мучную болтушку с солью. Рыба играла незначит. роль в питании, ее ели вяленой, жареной, зимой - мороженой (строганина). Круглый год пили подсоленный зеленый чай. По опросам кон. 1980-х гг., ок. 24% Т. сравнительно часто готовили традиц. блюда. Традиц. пищу употребляют в основном охотники на промысле, напр. жаренную на вертелах дичь (шиш) или печенные в золе лепешки.
     Семья у Т. малая (ёг ишти). Брак патрилокальный, заключался по воле родителей, часто в детском возрасте. За невесту выплачивался калым. Свадьба продолжалась 2-3 дня. Для замужних женщин существовали ритуальные запреты и ограничения: они не могли перешагивать через орудия промысла, приходя к родителям мужа, должны были стоять и лишь отвечать на их вопросы и т.п.
     Ребенка помещали в берестяную или деревянную колыбель овальной формы (бедик). При перекочевках люльку с ребенком закрепляли на олене в спец. детском седле (эрмеш) с выс. крестообразными луками. На этом же седле ребенка везли, когда он уже мог обходиться без колыбели.
       Умерших хоронили в небольших срубах в 2-3 венца (колго). Летом срубы закапывали в землю, зимой устанавливали на земле. С покойным клали его вещи - нож и др., ломая их. На месте погребения через 6-7 дней совершали тризну, забивая верхового оленя, принадлежавшего умершему; мясо съедали, шкуру вместе с головой и ногами вешали на толстую горизонтальную ветвь дерева головой на запад. Считалось, что дух умершего отправляется в подземный мир (чиралты).
       До ХХ в. сохранялось шаманство. Шаманами (хам) становились по наследству или могли быть как мужчины, так и женщины. Каждый шаман имел ритуальную одежду и ряд спец. принадлежностей, к-рые изготовляли для начинающего шамана его ближайшие сородичи: головной убор в виде повязки со схематич. изображением человека, нередко увенчанный перьями; плащ из ровдуги, на нем вышивкой или др. способом были схематически изображены кости грудной клетки; обувь - также с символич. изображением костей ног; жезл (даяк) у начинающих шаманов или бубен (дюнгюр) с колотушкой (орда). Жезл и бубен во время камлания считались оленем или конем, на к-ром шаман совершал путешествие в верх. мир, колотушка служила «плетью». Поразительное сходство шаман. одеяния Т. и изображений шаманов на петроглифах эпохи бронзы в Саянском регионе говорит о древних корнях шаманизма у Т.
      Шаман имел духа-предка - шамана, от к-рого он наследовал свой дар, духов-покровителей и духов- помощников. Их изображения хранились в жилище, а также размещались на его ритуальном костюме. Камлания совершались гл. обр. в лечебных целях и преим. в темное время суток. Во время камланий шаманы призывали своих духов, сообщали в ритмич. форме окружающим о перипетиях путешествия в верх. мир, о борьбе со злыми духами, вызывавшими болезнь, и т.п.
       Один из осн. жанров фольклора Т. - песни (ыр), в т.ч. лирич., к-рые исполнялись не только соло, но и хором. Пели на свадьбах, во время отдыха на промысле, в пути при перекочевках, верхом на оленях. Важное место занимали сказки (тоол) о животных, волшебные и др. Сказители пользовались большим уважением. Фольклор Т. включает также предания, легенды, пословицы и поговорки, загадки.
      Т. упоминаются в рус. источниках начиная с XVII в. В 1648 рус. казаки построили на р. Уде Удинский острог (ныне г. Нижнеудинск). Т. были обложены ясаком, входили в 5 адм. улусов (в основном соответствовавших родам) Удинской «землицы» Красноярского у. - Каш, Сарыг-Каш, Чогду, Кара-Чогду и Чептей. Они подчинялись старосте (шеленге), избиравшемуся на 3 года на общем собрании (суглане). Дела,затрагивающие интересы всех Т., - имущественные споры, о разделе родовых терр. для ведения промысла и др., - решались на собрании всех Т. раз в году. К кон. XIX в. сокращение числ. пушного зверя привело к ежегодным переделам родовых охотничьих угодий на общих собраниях. Ускорилось социальное расслоение Т.
 
                                                                                                                                                                 
Читать дальше...
::Другие материалы по теме::
        Наше Предложение по заброске в Тофаларию:
 -
авто и авиа доставка на территорию Тофаларии;
 - наём коней, контракт с проводником;
 - аренда средств спутнико- вой связи.
 
 
 
 
 
    Средства выживания.
                          
   Telit SAT-550.
                     Радиотелефоны.
                          Радиостанции.
 
                  
Рюкзаки и палатки.
 
                                                                                                              Спутниковые телефоны *  Радиотелефоны * Радиостанции
   © 2005 г.                                                                                Главная *  Тофалария *  Тофы о Родине  Про связь  * Фотоцентр *  Контакт
Tofalaria.Ru * Жизнь полна приключений                                                                                                                                                                                           
                      При копировании и использовании материалов с данной страницы просьба указывать источник получения информации, вэб-сайт http://www.tofalaria.ru