Пик Грандиозный - Несостоявшаяся охота.

Водопад Кинзелюкский - Новая встреча.
   Восточный Саян 2010.

Кто ищет — не заблуждается.

Артур Миханев, 2010

для бесед <kr-kraeved@yandex.ru>

Вот и завершился мой поход по Саянам. Я еще не вполне пришел в себя и чувствую, что рановато взялся за перо. Но, с другой стороны, так трудно сдерживать те мысли и ощущения, которые меня переполняют…

.........................................................................................................................................................................

Так начиналась данная история.

Стартовать в верховья Кизира мы решили не от Кордово, а от Усть-Каспы, что полностью себя оправдало. Валера немного удивился такому решению, но все же нашел, где пристать, а потом и вообще вышел нас встречать на дорогу. Таким образом, мы стартовали в 7.40 – почти на час раньше «кордовского» варианта.
          Евгений Теличко                        Юрий Тихоненко                          Артур Миханев

До старта остались считанные минуты

Вода, по сравнению с прошлым годом, была небольшой, и лодка шла ходко – 20-22 км/ч. Да и несла она всего трех пассажиров – меня, Женю Теличко и Юру Тихоненко. Мы быстро добрались до Первого порога, лодку обтаскивать не пришлось и вскоре вокруг заплясали валы Семеновской шиверы. Однако благодаря низкой воде никого не нужно высаживать и шиверу прошли ходом.

Начало пути всегда заряжает оптимизмом...

А потом… лодка, не снижая хода, вошла в каньон Второго порога. В голове моей немного клинануло – ведь должен быть обнос? И лишь за три секунды до мощного слива я понял – Валера будет брать порог с ходу! Взревел мотор, нос лодки приподнялся, и мы по гладкой горке выскочили вверх…

Да, мы поднимались по реке с необычной скоростью. Даже в Третьем пороге удалось с ходу взять нижнюю ступень, что весьма сократило расстояние обноса. Утром поднялись в шесть часов, быстро позавтракали… и вот в 12.00 мы миновали устье Кинзелюка. Поверить трудно – но по сравнению с прошлым годом время заброски сократилось более чем на шесть часов! И помешать нам не смог даже начавшийся дождь…
Но вот от устья Кинзелюка до Пятого порога мы буквально «проскребались». Не раз приходилось выходить из лодки и тащить ее на бечеве; не раз винтом мы задевали камни… За 200 метров до избы Валера сказал:
- Все, парни, дальше не подняться. Да тут и недалеко осталось – пойдемте, я вас провожу.
Так незаметно и началась наша «пешка», растянувшаяся более чем на 130 километров по тайге, болотам и высокотравью…

Пятый порог. Выше моторки не поднимаются

Видеосъемку Пятого порога ведет Теличко Евгений

Быстро попив чаю на избе и перетряхнув вещи, мы выступили в путь. Вскоре тропа круто забрала вверх, и шум реки остался глубоко внизу. Каньон Пятого порога впечатляет высотой отвесных стен и особенно – узким скальным входом, куда каким-то чудом умещается широкая доселе река.

Однако времени снимать красоты нет – до вечера мы должны добраться до избы напротив речки Бурная. Быстро идем по лесу, спускаемся в пойму реки, снова поднимаемся на крутые, обрывистые берега. И где-то через два часа хода я прихожу в замешательство: «А что же мои тренировки? Я ведь бегал почти две недели – почему же сейчас я начинаю задыхаться и отставать?!»

Тропа очень часто подходит к обрывистому берегу Кизира

Увы – уже самый первый переход показал мою главную слабину: мне очень трудно даются подъемы. Даже малейшая горка вызывала тошнотную слабость и подкашивала ноги. Те первые девять километров дались мне тяжело – и до избушки я буквально добрел. Спасибо ребятам – увидев мое состояние, они на следующий день немного разгрузили мой рюкзак. Казалось бы, всего три килограмма – но следующий переход до 1-й Фомкиной я шел уже гораздо бодрее.

Ноги выше головы - способ дать отток крови от натруженных ступней

На этой реке нас ждала «база» – просторный охотничий домик с баней. Мы натаскали дров и от души напарились. Я искупался в ледяном Кизире, и душа изнывала в ожидании «ста грамм». Однако Женя, как руководитель экспедиции, был непреклонен – день сегодня был легким, побережем спирт до худших времен. О, сколь пророческими были те слова!

Банька на 1-й Фомкиной речке

Но пока мы счастливы – пасемся на черничных полянах, ловим рыбу, варим уху и без конца фотографируем. И не замечаем, как мрачнеет небо…

Свой второй нудный дождь мы встретили во время перехода до 2-й Фомкиной. Более того – он застал нас посреди болота, и настроение испортилось под стать погоде. Правда, на обеде случилось маленькое чудо – тучи разошлись и мы перекусили в тепле и сухости. Настроение тут же улучшилось, и мы быстро пошли по умытому лесу, устланному солнечным ковром…

Камни на 2-й Фомкиной речке имеют удивительный оттенок - они словно впитали в себя солнце...

2-й Фомкиной достигли сравнительно рано и устроили полудневку. Впереди ждал самый протяженный переход до избы на Пихтовом ручье. В путь выступили рано утром, с вечера наведя веревочную переправу через речку. Предосторожность оказалась не лишней – меня поток сбил с ног и утянул в воду по грудь, а Юру вообще заставил окунуться с головой. Выбравшись на берег, дрожа от стылости реки и мелкого дождя, мы сделали первый важный вывод – нельзя бродить каменистые реки босиком. Нога «едет» в одну секунду, а уж дальше поток расправится с тобой как со щепкой…

Очередной из бесчисленных бродов

Двенадцатикилометровый переход до избы на Пихтовом стал для меня тогда самым тяжелым. Тропа постепенно начала захламляться валежником, а местами вообще пропадать. Крутые спуски чередовались с подъемами, временами одолевала мошка. В общем, когда мы наконец-то вышли к избе, я не ощутил ни радости, ни облегчения – только тянущую усталость, отупение и желание скорее лечь…

Усталость

Через день ребята ушли на покорение пика Грандиозный. Его вершина была прекрасно видна от устья ручья Пихтовый. Практически всегда за нее цеплялись облака – а потом они опустились ниже, и снова заморосил дождь…

Северная стена пика Грандиозный

ЛИСТАЕМ ДАЛЬШЕ...
Всё только начинается.

НАВИГАЦИЯ GPS по: Уда 2009. (track)

::Другие материалы по теме::
        Наше Предложение по заброске в Тофаларию:
авто и авиа доставка на территорию Тофаларии;
 - наём коней, контракт с проводником;
 - аренда средств спутнико- вой связи.

Средства выживания.

Telit SAT-550.
                     Радиотелефоны.
                          Радиостанции.

Рюкзаки и палатки.

Спутниковые телефоны *  Радиотелефоны * Радиостанции
   © 2005 г.                                                                                Главная *  Тофалария *  Тофы о Родине  Про связь  * Фотоцентр *  Контакт
Tofalaria.Ru * Жизнь полна приключений
                      При копировании и использовании материалов с данной страницы просьба указывать источник получения информации, вэб-сайт http://www.tofalaria.ru