Кизир (сплав-первопроход). Восхождение на пик Грандиозный

Пеше-водный маршрут 3-й категории сложности. Июнь - июль 1957г. Руководитель Тринкунас Ю.

Восточный Саян. п. Верхняя Гутара - р. Гутара - пер. на р. М. Сигач - приток р. М. Сигач - р. М. Сигач - пер. на р. Чатыг-Хем - р. Чатыг-Хем - пер. на р. Большая Кишта - р. Большая Кишта - пер. на р. Богай - р. Богай - р. Прямой Казыр - пер. на ручей Пихтовый - руч. Пихтовый - р. Кизир - восх. на пик Грандиозный - сплав по р. Кизир от устья р. Кинзелюк - пос. Дьячково.

Пеше - водный. Суперсплав + восхождение 1957

Маршруты по Тофаларии

Свой кошмар всегда лучше чужой гениальности

Вместо предисловия (от ред. рес.)

Давно уже в этих местах не ходят "пешочком" страстострадальцы по сплаву. В наше поганенькое времечко все стали рационалистами и прагматиками, а были времена, когда бродяги ШАГАЛИ и ПЁРЛИ поклажу ради сплава или восхождения. Хотелось прочувствовать всю прелесть покорения и преодоления.
Этот материал из разряда Супер! Кизир - великая и могучая река из "коллекции" Восточного Саяна. Сплав по Кизиру сродни подвигу. Пик Грандиозный для многих страждущих так и остался недоступен. Увы! И так бывает...

.........................................................................................................................................................................

КИЗИР. СПЛАВ - ПЕРВОПРОХОД.
ВОСХОЖДЕНИЕ НА ПИК ГРАНДИОЗНЫЙ
ВОСТОЧНЫЙ САЯН 1957

ПЕРВОЕ  ПРОХОЖДЕНИЕ

Поход водно - пешеходный III категории трудности по ВОСТОЧНОМУ САЯНУ (июнь - июль 1957)
Посвящается VI Всемирному фестивалю молодёжи

МАРШРУТ ПОХОДА:

Пешеходный: (на оленях) - 200 км
посёлок Верхняя Гутара - р. Гутара - перевал на приток р. М. Сигач - приток р. М. Сигач - р. М. Сигач - перевал на р. Чатыг-Хем -р. Чатыг-Хем - перевал на р. Большая Кишта - р. Большая Кишта - перевал на р. Богай - р. Богай - р. Прямой Казыр - перевал на ручей Пихтовый - руч. Пихтовый - р. Кизир - восхождение на пик Грандиозный
Водный: (на плоту) - 200 км
по р. Кизир от устья р. Кинзелюк до посёлка Дьячково

Истоки реки М. Сигача.
На перевал в долину р. Чатыг-Хем.
По мере того как мы поднимаемся он все больше и больше нами проглядывается.
Оленей разделяем на три связки и серпантином ведем вверх. Труден для шестидесятилетнего проводника, да еще больного такой перевал. Вначале подъема он еще едет на олене и показывает, как лучше провести оленей. Но подъем становится все круче и круче, оленям тяжело и проводнику приходится идти самому.
Погода мерзкая - то дождь, то выглянет солнце. Замечательная панорама впереди: в районе перевала в Ср. Кишту стоит высокий конусообразный пик, он то скрывается в облаках, то вновь появляется, освещенный солнцем.

Свободная часть группы уходит вперед, вверх; остальные помогают проводнику. Переваливаем через водораздельный отрог. Явно выраженного перевала нет. Пришлось забрать много вправо, т.к. наиболее удобный проход был забит снегом. Высота перевала 2435 м. Идет снег t°С = +5°. Сильный ветер. По ту сторону ничего не видно. Проводник пошел искать ложок, по которому будем спускаться. Но вот выглянуло солнце. Далеко впереди виден перевал в Б. Кишту. Видны замершие озера, откуда берет начало Чатыг-Хем.
Михелев и Гришин помогают проводнику, все остальные спускаются по двое или в одиночку прямо через тайгу.

Спуск в долину также неудобен, как и подъем, особенно достается оленям из-за частых осыпей и обрывов. Они намного отстают от ушедших вперед. Погода настоящая саянская, то дождь, то солнце. Места исключительные. Повсюду мощные кедры, яркие цветы. Много черемши, бадана, рододендрона.
Собравшись внизу, поднимаемся немного вверх по реке и останавливаемся на ночлег.
Дождь наконец-то перестал.

На перевале.
В долину р. Бол. Кишта.
27 июня.

Сегодня яркое солнце. На небе легкие облака, искрятся снежинки. Температура +8°С. Перевал пологий и легкий. Как всегда проводник выбрал самый простой и кратчайший путь. Справа проходим водопад, вытекающий из озера, которое мы видели вчера с перевала. Это один из притоков Чатыг-Хема. Озеро наверху, его мы не видим.

По пути в зарослях карликовой березы подстрелили куропатку. Она тот час же очутилась привязанной к рюкзаку счастливого Виктора. С перевала спускаемся к самым истокам Б. Кишты. Внизу большой снежник. Похоже, что здесь небольшое озеро, покрытое льдом и снегом. Проводник предупреждает здесь не идти. Сверху цирк производит впечатление сплошной замкнутой котловины, ручей в самом конце цирка круто сворачивает вправо, около поворота тропа переходит на правый берег. Пересекаем большие медвежьи следы. Метров через 100-150 слева впадает большой ручей. Ручей образует очень красивый водопад. Здесь же рядом основное русло Б. Кишты образует второй водопад. Впереди высятся отвесные стены довольно причудливых скал.

Под ногами хлюпает вода, весна здесь только начинается. Мы попадаем в долину с сочной, высокой травой. Очень много ярких цветов.

Тропы идут по левому и правому берегу. Но основная тропа на левом берегу, на нее вскоре переб- рался с частью группы наш Иннокентий. Идущим справа пришлось форсировать очень бурный ручей, имеющий почти на всем протяжении вид водопада.

На перевале в р. Бол. Кишта.
«Кизир»
Оленям конечно здесь не пройти.
Вскоре олени с большим трудом переправились на правый берег. Река очень быстрая. Останавливаем- ся метрах в 50 не доходя ручья, впадающего с правой стороны, думаем, что в его верховьях перевал на р. Багай. Во всяком случае, туда ведут десятки звериных троп.

Тайга самая настоящая, бурелом, поваленные огромные кедры, поросшие мхом.
Иннокентий вместе с Париловым и Михалевым отправились искать подходы к перевалу. Проводник поправился, бодр и делает какой-то, ему одному понятный затес.

Немного об обуви: двух пар кедов, конечно, недостаточно. Нужна одна пара кед и ботинок. Основная обувь - лыжные отриконенные ботинки.   Без триконь от постоянного пребывания в воде они бы тоже долго не выдержали в тайге, а трикони их здорово держат. В таких ботинках мы прошли весь поход. Особенно хорошо переходить в таких ботинках горные речки.

В долине р. Большая Кишта.
28 июня.

Утро опять солнечное. Вчерашняя разведка ничего не дала. Разведчики дошли до самых истоков ручья, протекающего около лагеря. Ручей вытекал из двух высокогорных озерков, окруженных крутыми стенками. Идти дальше было уже нельзя.

Наутро в разведку пошла новая группа из трех человек с проводником. Пройдя немного вниз по Б. Киште, выходим к новому ручью. Отсюда уже хорошо видна долина Прямого Казыра, до нее 8 км. Начали подъем прямо в лоб через тайгу. Поднимаемся поодиночке, потеряв друг друга из виду. Поиски тропы не увенчались успехом. Подъем местами очень крутой. Но вот тайга кончилась и уступила место открытому склону с левой стороны ручья, покрытому сплошь желтыми огоньками, с правой стороны к ручью обрываются отвесно скалы, заканчивающие около устья ручья высоким крутым жандармом. Добираемся до кажущегося перевала, но до настоящего перевала еще далеко.

Справа и слева небольшие озерки, причем слева, около самых скал, озера очень глубокие, отливающие зеленым светом. Долина ручья оканчивается большим цирком. Опередив остальных разведчиков, я в самом конце цирка, около небольшого озера, неожиданно увидел здоровенного медведя с белыми пятнами на груди, мирно пасущего на берегу. Рядом с ним бегал маленький медвежонок.

Вооруженному одним только фотоаппаратом, ничего не оставалось делать, как укрыться за ближайшим бугорком и наблюдать. Медведь, ничего не замечая, спокойно улегся на спину и мирно шевелил лапами, а медвежонок взобравшись на него копошился на его брюхе. Я между тем с нетерпением ожидал отставших с ружьями. Вот показался внизу Виктор. Отчаянно жестикулирую руками, стараясь привлечь его внимание. Увидев меня - бежит ко мне. Когда он увидел медведей, казалось, что у него было желание броситься прямо на них, но мы все же дождались еще одного нашего охотника, Володю Хлопова. Спешка помешала нам выбрать правильно места для засады. Кому-то одному, с ружьем, надо было идти вправо, на перевал, т.к. это был единственный путь отхода зверя в случае нашей неудачи; другому же обойти медведей слева. Но, так или иначе, мы втроем бросились прямо вперед скрываясь за близлежащий холм, а Владимир даже в шутку на ходу успел побеспокоиться о том, чья же будет, в конце концов, шкура. За холмом мы и залегли. Огромный медведь вышел прямо на нас метрах в 20. Я начал было прилаживаться с фотоаппаратом, но тут раздался слева выстрел - это не выдержал Виктор. Медведь быстро обернулся. Последовал второй выстрел - на этот раз стрелял Володя - и медведь как только мог, кинулся вверх по склону. Еще два выстрела также не дали никакого результата. Мне было видно, как жаканы попадали в каменную россыпь поверх медведя. А зверь между тем, сильно косолапя, быстро уходил вверх. "Я не мог не попасть!" - крикнул Виктор и помчался следом за медведем на перевал.

В это время в 10 метрах от меня с Владимиром пробежал оставленный медвежонок и быстро скрылся в ближайшем небольшом каньоне. Мы с сильным желанием поймать его живым, кинулись вдогонку. Жалобное ворчание выдало медвежонка: он сидел прямо против нас, по ту сторону каньона, и смотрел на нас, затем, видимо раскусив наши намерения, кинулся вверх по камням, в противоположную сторону от своего убежавшего родича. Мы последовали за ним. И тут то совершенно неожиданно для нас на помощь беззащитному медвежонку появилась медведица, которая, по-видимому, все время наблюдала за нами со стороны. Я чуть-чуть не наскочил на нее со своим одним фотоаппаратом, и только отчаянная жестикуляция Володе, находящемуся немного правее меня, заставила остановиться. Медведица укрылась за камнем и не делала никаких попыток убежать от нас. Мы опять залегли. В ту секунду, когда появилась из-за камня медвежья морда, прозвучал выстрел, зверь рухнул вниз, корчась от боли. Заряд картечи попал прямо в морду и выбил один глаз. Зверь ревел, хрипел и выдавал целую серию устрашающих звуков, что совершенно не радовало нас, оставшихся с двумя патронами (пятого номера!!!). Подойдя, метров за пять к медведю, я выстрелил два раза, но медведица от этого только лишний раз валилась на землю и на секунду замолкала, а затем все начиналось сначала.  Мы были в страшно затруднительном положении. Что делать? То, что зверь был смертельно ранен, не было сомнения, - но как его добить?

И на что еще способна раненая медведица, защищающая жизнь своего медвежонка? Отойдя немного подальше и запустив пару камней, в сторону медведицы, мы стали кричать нашему проводнику, который ничего не подразумевая, спокойно ехал верхом на олене, еле-еле подвигаясь к нам.

На наш крик, что мы "убили почти" медведя, но нечем его добить, проводник флегматично заявил: "Куда, спешить? и не спеша поднялся к нам, "Где медведь?" - мы указали на камень, за которым скрывался раненый зверь. "Ну, на, подойди и стреляй в голову...", - произнес Иннокентий, передавая мне свой карабин, какого-то дореволюционного года. Но мы оба были так взвинчены предыдущими событиями, что я поспешил отказаться. - "Стреляйте сами". Дав осечку, ружье, наконец, выстрелило, но медведица еще жила. Потребовалось еще две пули, прежде чем наступила развязка. Иннокентий стоял в гордой позе таежного охотника с ружьем, направленным на медведицу и строго сказал мне: "Фотографируй...". В пылу охоты мы совсем забыли о медвежонке и вспомнили о нем, когда волочили медведицу вниз, к снежнику, но его, разумеется, и след простыл.

Проводник занялся снятием шкуры с медведицы. Но надо было спешить в лагерь за оставшимися. Володя остался доснимать шкуру и потрошить медведицу. А на верху, на самом перевале, виднелась маленькая живая фигурка Виктора.

ЛИСТАЕМ ДАЛЬШЕ...
Всё только начинается.

::Другие материалы по теме::
        Наше Предложение по заброске в Тофаларию:
авто и авиа доставка на территорию Тофаларии;
 - наём коней, контракт с проводником;
 - аренда средств спутнико- вой связи.

Средства выживания.

Telit SAT-550.
                     Радиотелефоны.
                          Радиостанции.

Рюкзаки и палатки.

Спутниковые телефоны *  Радиотелефоны * Радиостанции
   © 2005 г.                                                                                Главная *  Тофалария *  Тофы о Родине  Про связь  * Фотоцентр *  Контакт
Tofalaria.Ru * Жизнь полна приключений
                      При копировании и использовании материалов с данной страницы просьба указывать источник получения информации, вэб-сайт http://www.tofalaria.ru