Главная                Тофалария                Тофы о Родине                Про связь                Фотоцентр                Контакт                           Гостевая книга
САЯНСКАЯ ГВАРДИЯ

АВТОРСКИЙ РАЗДЕЛ
Л.И. Речкина

О.М. Коваленко

Саянская гвардия. Из воспоминаний бродяг.

НОСТАЛЬГИЯ - от греческого nostos - возвращение домой и algos - боль (книжн.). Тоска по родине.
(Толковый словарь русского языка под редакцией профессора Д. Ушакова)
ОБ АВТОРЕ:

Кузин Станислав

, 1937-го года рождения, действующий доцент Нижегородского госуниверситета, факультет вычислительной математики и кибернетики.

Во многих местах путешествовал - но в Саян возвращался снова и снова.
Прямо  наркота какая-то...

Охота на водоразделе Фомкиных речек

Лето 1961-го года,
Центральный Саян. Мы с проводниками – тофами, Григорием и  Николаем  заночевали в вершине Прямого Казыра. В ночь со стороны Мраморных Белков нагрянула гроза, которая перешла в моросящий дождь. На следующий день проснулись поздно – дождь стучит по палатке. До полудня сидели под кедрой и ждали погоды.
Григорий объяснял нам специфику промысловой добычи зверя посредством  охотничьего карабина. Надо заметить, что зверем в этих краях называют всех диких животных, что по размерам больше кабарги. Кабарга (самая маленькая живность из породы оленей) – просто кабарга.

Охотничий карабин – это боевой карабин с ослабленным стволом. Поэтому, заряд у него меньше боевого и дальность полета пули всего четыреста метров. Очевидно, что прицельная и убойная дальность охотничьего карабина гораздо меньше, чем у боевого карабина. По этой причине такое оружие настоящие охотники - промысловики не любят в силу его  малой эффективности. Сменить винтовочный ствол на боевой – не составляет труда. Но закон есть закон, и за эту самодеятельность карают очень строго.

Известно, что любой закон можно обойти. В данном конкретном случае это делается таким образом. Из поселка, где расположена местная власть, охотник выезжает на верховом олене, демонстративно имея за плечами охотничий карабин. Но в одном из вьюков спрятан ствол боевого карабина и запас боевых патронов. Ну а дальше – закон тайга и прокурор медведь. Карабин оснащается боевым стволом и по возвращении в поселок охотник попадает на Доску Почета за успехи в Социалистическом соревновании по охотничьему промыслу.

Я не оговорился, в
Верхней Гутаре в ту далекую пору был сельсовет, а также колхоз "Кызыл Тофа" (Красный Тофаларец) со всеми атрибутами Советской власти, включая Доску Почета.

Кстати, за время своих скитаний по самым глухим уголкам нашей страны, я понял, что уголков без Советской власти на просторах нашей родины не существует. Вспоминается одна встреча, которая произошла много позднее описываемых событий в окраинном небольшом поселке Тувы – аймаке Кара-Холь.

В середине дня мы вышли в этот поселок по реке Тапсы. Нам надо было поставить в сельсовете печать на маршрутную книжку, подтверждающую факт посещения этого населенного пункта. Идем по пустой пыльной улице, и не у кого узнать месторасположения сельсовета. На наше счастье, навстречу идет не очень твердо держащийся на ногах тувинец в обличье бомжа, его опережает могучий выхлоп перегара. В довершение всего, на его лике фиолетится огромный синяк. "Где у Вас тут Советская власть?": спрашиваем мы уважительно. В ответ слышим неожиданное: "А я как раз и есть Советская власть!?". Оказалось, что на самом деле мы встретили председателя сельсовета, который оказался милейшим человеком и не отказал нам в печати на документ.

Не считайте, что этим сюжетом я выражаю свое национальное презрение к тувинскому населению. Подобных представителей Советской власти я встречал также  среди русского населения и в менее глухих уголках нашей Державы.

Вернемся к нашему ожиданию погоды в вершине
Прямого Казыра. Григорий предоставил нам возможность пострелять из боевого карабина. Специфика стрельбы из него - большая отдача в плечо. Наши мужественные парни после выстрела одобрительно хмыкали и тайком потирали ушибленное плечо. Одна наша девушка также попросила доступа к оружию, упала на землю после выстрела и долго сидела долу, не понимая, что с ней произошло. Остальные девушки вежливо отказались от участия в боевой подготовке.

Между делом, Григорий просветил нас, что прятаться от грозы под лиственницей он не рекомендует - в это дерево чаще всего бьет молния. По-видимому, у таежников имеется на этот счет определенная статистика.

Погода то немного разведривалась, то снова начинала сеять дождем. Григорий, как старший в караване, то поднимался вьючить оленей для продолжения пути, то снова садился к костру под кедрой. Раздраженный такой непоследовательностью, наш второй проводник Николай, сказал слова, которые на всю жизнь вошли в наш обиход: "Ну, Григорий решай,
ехать - так ехать, не ехать,  так не ехать!". Григорий решил ехать после обеда, и мы поехали.

По-видимому, Григорий знал все тропы на сотнях квадратных километров
Центрального и Восточного Саяна, т.к. в любое время и в любом месте мог сказать: "Вот там, в этой седловине, есть хорошая дорога на перевал". Высшее качество пути он определял таким образом: "Тропа – хоть боком катись". И никогда мы с ним не рвались через чащи и каньоны "по азимуту", как проповедуют завзятые туристы.

Вот и на этот раз, Григорий уверенно нашел проход на стыке двух хребтов и по крутой, но торной тропе провел караван через перевал в
Первую Фомкину речку. Как Первая, так и Вторая Фомкины речки впадают в реку Кизир и между речками находится пологий простой перевал, на который мы взошли во второй половине дня. У нас под ногами лежали истоки Второй Фомкиной речки, за которой виднелся также пологий перевал в долину Кинзелюка.

Жарковый перевал
Пока мы любовались чудной картиной Саянских гор, которая открылась с перевала, наши проводники начали глядеть в бинокли и выражать какое то беспокойство. Как выяснилось, на противоположном склоне долины Второй Фомкиной речки, на расстоянии около полукилометра, они увидели стадо оленей – изюбрей. Я попросил у Григория бинокль, навел его на противоположный склон – и ничего не увидел. "Смотри на снежник" – сказал Григорий, и я обнаружил крошечные фигурки зверей, которые спасались от гнуса на белом пятне снежника.

Григорий предложил остановиться с целью добычи зверя, и мы без колебания согласились посмотреть на  профессиональную охоту.

Григорий лег на землю наизготовку со своим боевым карабином, рядом расположился Николай с биноклем. Еще раз напоминаю, что невооруженным глазом цель едва наблюдалась на белом фоне снежника. Григорий, не имеющий в своем распоряжении никаких оптических средств, кроме собственных глаз, прицелился и выстрелил. Николай скорректировал выстрел, глядя в бинокль: "Гриша, чуть левее…". Таким образом, Григорий стрелял, а Николай корректировал, в результате чего с семи выстрелов мужики завалили двух изюбрей.

Сейчас я уже не помню, почему мы не спустились вниз в долину поближе к забитым зверям и заночевали на перевале. Охотники, взяли двух ездовых оленей и поехали за добычей.
Ночевка предполагает, по крайней мере, наличие воды и костра. С водой на перевале проблем не было, под ногами журчали многочисленные ручейки, зародыши больших рек: Кизира, Тубы, Енисея. Но перевал находился выше границы леса, и дров для костра вокруг не было. Мы с Шурой А. вызвались добыть дров. Метрах в трехстах ниже перевала начиналась граница леса, где обычно имеется много сухой древесины. Для ее доставки в наш лагерь мы с Шурой А. решили использовать олений транспорт, благо стреноженные олени нашего каравана (домашние) паслись вокруг, поедая вкусный ягель.

Шура А. взял под уздцы одно животное и повел его вниз по склону. Я же решил осуществить свою заветную мечту – покататься верхом на олене. Но я не учел одной специфики вьючного оленеводства. Северный домашний вьючный олень имеет небольшой рост, и может нести груз не более тридцати килограммов.

Почему же в Саянских горах не используют в качестве вьючных животных лошадей?  Отличие оленя от лошади, как вьючного животного, очень существенно. Лошадь, имея гораздо более высокий рост, способна нести гораздо больший груз, но не может брать крутые подъемы и продираться сквозь чащу – слишком избаловала ее тысячелетняя дружба с человеком. Более того, лошадь, когда устает, ложится на землю и отказывается работать. Олень же тянет до последнего, падает и издыхает. Эту особенность северного оленя знает местное  население не только в Саянах, но и на севере, где его запрягают в нарты. Поэтому, проводники (погонщики) внимательно следят за состоянием своих подопечных и как только, так сразу дают им отдых.

Как же тофы, вес которых заведомо больше тридцати килограммов, едут верхом на олене впереди каравана? Во-первых, тофы отличаются малым ростом, по сравнению с белым человеком, и имеют не такой уж большой вес. Во-вторых, в качестве верховых они выбирают наиболее сильных оленей, которых в стаде присутствует небольшое количество, и которых ценят за выносливость.

Выбирая средство для своей верховой прогулки, я не учел, что всех верховых оленей (в количестве двух единиц) забрали с собой проводники. Поэтому, я взял под уздцы первого попавшегося оленя и попытался его оседлать. Для этого я подвел его к камню, встал одной ногой на этот камень, а другую ногу попытался перекинуть через оленя. Умный олень отошел от камня, на котором несостоявшийся седок остался стоять в спортивной позе "пистолетика" с одной горизонтально протянутой ногой. Эта мерзкая скотина (олень) повторяла свой трюк многократно, пока я не позвал на помощь своего товарища.

С его помощью мне удалось оседлать оленя, но последний уменьшил свой и так уж небольшой рост посредством подгибания ног, и мои подошвы уперлись в землю. Я тоже подогнул ноги, но олень прогнул спину, и мои подошвы вновь коснулись земли. Эти действия животного я не отношу на счет его ума: тяжесть моего веса была больше его грузоподъемности. Но мне удалось "проскакать" десяток – другой метров, пока олень не сбросил неугодного ему седока на землю.

Под не совсем корректный смех товарищей, я взял оленя под уздцы и пешком повел его вслед за Шурой А. На этом мои "оленьи" приключения не закончились, тем более, что в их продолжении принял активное участие Шура А. Мы быстро набрали по вязанке дров и попытались навьючить их на оленей. Теперь уже оба зверя проявили незаурядный интеллект и изобретательно сбрасывали со своих спин вязанки дров, которые мы не менее изобретательно пытались на них погрузить.

Ребята с удовольствием вспоминают наше возвращение в лагерь из похода за дровами. Снизу на перевал поднимается Шура А., который торжественно ведет в поводу оленя с вязанкой дров на спине. За ним следует С. Кузин, который несет на
своей спине изрядную вязанку дров и тянет за повод упирающегося оленя.

Но это еще не конец нашей дровяной одиссеи. Олень Шуры А. вдруг срывается в галоп и пытается унести в небытие с таким трудом добытые дрова. Более того, олень не стреножен, и мы можем потерять его навсегда. Повод у оленя очень длинный, и Шура А. мужественно волочится сзади оленя, безрезультатно пытаясь затормозить его бег упирающимися в землю пятками. Единственный способ укротить бешеный галоп оленя – перехватить его спереди под уздцы, и кто-то из наших ребят догадался это сделать.

День клонился к вечеру. Наконец то мы разожгли костер и начали варить чай. Более серьезную пищу готовить не стали, в надежде на охотничьи трофеи. Тут снизу подошли охотники, которые привезли двух добытых зверей. Процедуру разделки изюбриных туш, из эстетических соображений, я опускаю.

Ясная безлунная ночь, над головой хоровод Саянских звезд. При некоторой доле воображения можно забыть про двадцатый век за пределами этих гор и почувствовать себя участником первобытной оргии по поводу удачной охоты. Яркое пламя костра, в ведре булькает обильное мясное варево. Участники жарят шашлыки.

Григорий затеял угостить нас настоящим яством – кровяной колбасой. Он взял изюбриный желудок, вытряс из него содержимое и слегка прополоскал в бегущем рядом ручейке. Затем этот желудок наполнил оленьей кровью, крепко завязал оленьей жилой и опустил в котел с кипящей водой. Через некоторое время Григорий вынул колбасу и начал угощать присутствовавших при этом действе. Сначала я подумал, будто наш кулинар забыл посолить свой гастрономический продукт, но постепенно выяснилось, что это яство для большего смака приготовляется без малейшего участия соли. Я человек не брезгливый и откушал толику кровяной колбасы, но не более того по причине ее полной несолености.

Некоторые мои более щепетильные товарищи ограничились лишь наблюдением за процессом поглощения тофаларского национального кушанья. Зато наши охотники с удовольствием докушали колбасу и принялись загружать в рот содержимое мозговых костей, разбивая их большими охотничьими ножами. Затем пришла очередь поедания большого количества вареного мяса. Конечно, мы угостили добытчиков некоторым количеством огненной воды.  Праздник удачной охоты удался на славу.

Утром наш караван двинулся к перевалу в Кинзелюк.

С. Кузин

2005-08-17
ЛИСТАЕМ ДАЛЬШЕ...
Всё только начинается
        Наше Предложение по заброске в Тофаларию:
авто и авиа доставка на территорию Тофаларии;
 - наём коней, контракт с проводником;
 - аренда средств спутнико- вой связи.

Средства выживания.

Telit SAT-550.
                     Радиотелефоны.
                          Радиостанции.

Рюкзаки и палатки.

Спутниковые телефоны *  Радиотелефоны * Радиостанции
   © 2005 г.                                                                                Главная *  Тофалария *  Тофы о Родине  Про связь  * Фотоцентр *  Контакт
Tofalaria.Ru * Жизнь полна приключений
                      При копировании и использовании материалов с данной страницы просьба указывать источник получения информации, вэб-сайт http://www.tofalaria.ru