Главная                Тофалария                Тофы о Родине                Про связь                Фотоцентр                Контакт                           Гостевая книга
САЯНСКАЯ ГВАРДИЯ
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ БРОДЯГ
........................................................
Кузин Станислав
 
........................................................
Игорь Истомин
......................................................
Людмила Тында
........................................................
Геннадий Карпов
 
 -
Тофалария........................................................
Леонид Стариковский
 - Бесконечный Саян........................................................
АВТОРСКИЙ РАЗДЕЛ
........................................................
Л.И. Речкина
 
........................................................
О.М. Коваленко
 
........................................................
 
 
 
       

Саянская гвардия. Из воспоминаний бродяг.

НОСТАЛЬГИЯ - от греческого nostos - возвращение домой и algos - боль (книжн.). Тоска по родине.
(Толковый словарь русского языка под редакцией профессора Д. Ушакова)
ОБ АВТОРЕ:
 

Кузин Станислав

, 1937-го года рождения, действующий доцент Нижегородского госуниверситета, факультет вычислительной математики и кибернетики.
 
Во многих местах путешествовал - но в Саян возвращался снова и снова.
Прямо  наркота какая-то...
 

Обычаи, удивительные для белого человека

 
Мы завершали очередной поход. До поселка
Верхняя Гутара оставалось около десяти километров. Только надо было сделать брод через реку Гутара, уровень воды в которой был выше среднего. Насколько я помню, дождей на нашем пути в последние два – три дня не было, может быть, они прошли в вершине Гутары? Так или иначе, брод обещал быть тяжелым, хотя и не безнадежным. Чтобы отдохнуть перед последним броском в населенку, устроили обед в стрелке Идена и Гутары.
 
И здесь произошла интересная встреча с местным населением.  На берегу, перед бродом, расположилась семья местного аборигена – тофалара Ивана Кокуева. Кроме него – жена, трое детей и связка оленей. Выяснилось, что сидят здесь они уже третий день, не решаясь бродить через
Гутару и ожидая, когда в ней спадет вода. После тех бродов, которые мы имели на маршруте, такое поведение местного таежного населения нам показалось странным. Тем более, у этого населения кончились продукты. У нас продуктов также оставалось всего ничего, но мы отстаивали парадигму – надо делиться. Выделили аборигенам какое-то количество жидкой каши, и как особый знак уважения к местному населению наш завхоз выдал  этому населению по кусочку сахара на каждого, всего в количестве пяти штук.
И тут произошло неожиданное. Глава тофаларской семьи – Иван Кокуев, брезгливо отказался от нашей каши, но отобрал весь сахар у своих домочадцев (в количестве пяти кусочков), бросил их в свою кружку и с удовольствием стал пить сладкий чай. Без комментариев… Не будем же мы пытаться изменять таежные обычаи.
 
Надо сказать, что самые разнообразные эти обычаи сформировались на протяжении многих веков и определялись  возможностями выживания в условиях почти первобытной кочевой жизни.
 
А эти условия более чем суровые: добывание пищи охотой – тяжелый и далеко не всегда результативный труд. Поэтому
равномерное  распределение небольшого количества наличной пищи среди голодающих членов семьи недопустимо с точки зрения выживания рода. Глава семьи - главный охотник, должен иметь физические силы для добывания этой пищи. Ему отдается лучший кусок, а иногда и вся наличная пища. В надежде, что завтра он добудет на охоте зверя, который накормит всю семью.
 
Кстати, некоторые кочевники жили (живут) не только охотой, но и оленеводством. Вроде бы, что может быть легче и романтичнее профессии пастуха? Но только не пастуха полудиких оленей, которые едят лишь высокогорный ягель, добывая его – копытя, зимой из-под снега. И самая большая беда для пастуха – гололедица. Олени своими достаточно нежными копытами не могут пробить снежную корку, ранят ноги и погибают целыми стадами от голода. А летом своя беда, когда пойдут грибы. Пастухи их не едят, брезгуют: "Что мы олени что ли…". Но для их подопечных грибы слаще ягеля и олени разбредаются на многие километры в поисках такого лакомства. Попробуй, собери их снова в стадо. Вот такая работа. Да и живут пастухи в переносных чумах, кочуя вместе со стадом в поисках корма. В Каларском районе Читинской области некоторые русские пытались служить в колхозе пастухами, наряду с эвенками. Но не выдержали такой жизни, быстро устали от неё. Не для белого человека такая работа.
 
Хорошо известный обычай, распространенный среди эвенков – "жестокое" обращение со стариками. Когда глава рода, доживает до преклонных лет и не может уже охотиться, старший сын собирает его в последний путь. Грузит в нарту запас продовольствия на несколько дней, отвозит отца в тайгу и оставляет его одного в  хорошем месте под кедрой, обрекая на верную смерть. То ли от зубов зверя, то ли попросту от голода. Сплошь и рядом подобную процедуру старший сын осуществляет, скрепя сердце и обливаясь слезами во благо продолжения рода: старик отбирает пищу у молодых, которым и так ее не хватает. Вот такой философский вопрос, что гуманнее: умереть дружно всему племени или только той его части, которая выполнила свой долг продолжения рода и дальнейшей пользы принести не может?
  
Про еще более жестокий обычай я прочитал у Рассмундсена. На самом севере Северной Америки живет (или жило) малочисленное племя эскимосов. Чрезвычайно скудные ресурсы для выживания в этом арктическом краю обусловили вот такой обычай, от которого у белого человека встают дыбом волосы. Когда в семье рождается девочка – это большая беда. Но если в соседней семье одновременно рождается мальчик и эта вторая семья дает обещание взять новорожденную девочку в жены новорожденного мальчика это еще полбеды. В противном случае новорожденную девочку убивают – кто же ее будет кормить в течение последующей жизни.
 
Но есть и альтруистические обычаи у таежных кочевых людей. Хорошо известно обязательное правило оставлять в таежном зимовье хоть какой запас продуктов и дров. Вдруг какой-нибудь, хоть и незнакомый, но попавший в беду человек (медведь разорил лабаз с продовольствием, к примеру), доберется до избушки и найдет в ней средства для продолжения пути.
  
К сожалению, в тайге уже давно появился случайный люд, который кощунственно нарушает этот обычай. Впервые я столкнулся с такой мерзкой практикой в 1958-м году, когда мы сплавлялись на плоту по реке Кожим на Приполярном Урале. Очень хотелось есть. Мы приставали к избам, которые изредка встречались по берегу, но в них, вопреки обычаю, пищи не было.
 
Только в населенке на станции Кожим нам объяснили, что край это зековский и местные органы НКВД запретили оставлять продукты в зимовьях. Чтобы лагерникам неповадно было бежать в тайгу. Это бюрократическое решение нарушило многовековой замечательный обычай, не решив проблему. Обычная практика: отправляясь в побег, два матерых зека берут с собой в качестве "коровы" третьего несмышленого товарища, которого и съедают по мере необходимости.
 
Не менее мерзко поведение некоторых "туристов", которые, наткнувшись на зимовье с продуктами, воспринимают его как свалившуюся с неба халяву. И едят вдоволь и уносят с собой, не заботясь о хозяевах и людях, которые могут попасть в беду. А мой товарищ, который в восьмидесятые годы посетил Приобскую нефтяную провинцию, рассказывал еще более варварские сюжеты. Существовало в этом таежном краю такое развлечение среди  пришлого люда: переночевать в зимовье и, уходя, запалить его к такой то матери. Не ради какой-то цели, а просто так, для смеху. Вот такое кривое зеркало.
 
В заключение, расскажу об одной встрече, которая лишний раз подтвердила мои наблюдения, что развращенные городской цивилизацией и зачастую высокообразованные граждане проигрывают в плане благородства темным и необразованным таежным жителям. Мы пять дней добирались от Верхней Гутары до реки Уда, по которой должны были сплавляться до Алыгджера. Специфика этого маршрута состояла в том, что мы с товарищем решили бросить курить. Остальные участники вообще не были приверженцами этого порока. Обычно каждый курящий брал с собой в поход солидный кисет с махоркой и изрядную  толику газет для изготовления самокруток. Кстати, лучше всего для этой цели годилась газета "Правда". Ее газетная полоса аккуратно рвалась поперек текста на прямоугольники, и свернутая из них самокрутка равномерно сгорала.
 
Так вот, не взяли мы с товарищем в поход запаса махорки и через три  дня совершенно загрустили от отсутствия табачного зелья. Так загрустили, что даже пытались курить мох и сосновую кору. (Очень не рекомендую. Острая резь в легких, а кайфа никакого.)
Как же мы обрадовались, когда вышли к Уде и встретили поднимающуюся вверх с караваном оленей и проводником тофом группу туристов из МФТИ. Бросились к ним, чтобы раздобыть курева, но… в этой группе приверженцев табака также не было.
 
И тут случилось странное. Проводник разворошил свой вьюк и протянул нам кисет с табаком. Дрожащими от нетерпения руками мы с курящим товарищем свернули по огромной самокрутке и жадно, не обращая ни на кого внимания,  начали вдыхать в легкие божественный дым.
 
Через некоторое время мы опомнились и, как истинные джентльмены, протянули кисет проводнику – тофу. Чтобы, значит, он разделил с нами мгновения кайфа. И тут выясняется, что тоф совсем не курит!? Невольно напрашивается вопрос – зачем же он возит с собой табак? Слушайте внимательно объяснение этого нецивилизованного таежного жителя: "Ну, как же, идешь тайгой,  встретишь человека, у которого кончилось курево и угостишь его". Без комментариев!
 
 
 
С. Кузин
 
2005-07-29
ЛИСТАЕМ ДАЛЬШЕ...
Всё только начинается
        Наше Предложение по заброске в Тофаларию:
 -
авто и авиа доставка на территорию Тофаларии;
 - наём коней, контракт с проводником;
 - аренда средств спутнико- вой связи.
 
 
 
 
 
    Средства выживания.
                          
   Telit SAT-550.
                     Радиотелефоны.
                          Радиостанции.
 
                  
Рюкзаки и палатки.
 
                                                                                                              Спутниковые телефоны *  Радиотелефоны * Радиостанции
   © 2005 г.                                                                                Главная *  Тофалария *  Тофы о Родине  Про связь  * Фотоцентр *  Контакт
Tofalaria.Ru * Жизнь полна приключений                                                                                                                                                                                          
                      При копировании и использовании материалов с данной страницы просьба указывать источник получения информации, вэб-сайт http://www.tofalaria.ru