Главная                Тофалария                Тофы о Родине                Про связь                Фотоцентр                Контакт                           Гостевая книга
     Исторически сложилось так, что в годы советской власти коренной народ фактически оказался на содер- жании государства, при этом стал терять навыки традиционного хозяйствования, совершенствования приёмов рационального землепользования и интерес к таёжным угодьям.
 
 
 
1925 г.
Карагасская экспедиция, организованная  Иркутским Губернским Управлением
Об-ва Красного Креста
 
     Первоначальный состав экспедиции состоял из следующих лиц: профессора Б. Э. Петри (начальник экспедиции), на которого были возложены этнографические и статистико-экономические исследования, врача И. В. Карпова, которому было поручено медико-санитарное исследование. Ему же было поручено оказание медико-санитарной помощи, для чего был дан ещё лекпом Н. С. Пугачев. Снаряжение экспедиции прошло несколько поспешно из-за опоздания кредитов. Почти вся амуниция была изготовлена в Иркутске. Здесь же были приобретены и все продукты питания, и предметы для обмена.
 
     Маршрут и работы экспедиции сложились следующим образом. Окончательно снарядившись в Тулуне, экспедиция двинулась вьючным порядком на юг до поселка Сасырка, где должны были начаться исследования и где были сосредоточены важнейшие учреждения, обслуживающие карагас, - кооператив, школа, фельдшерский пункт и пост милиционера. Фельдшерский пункт экспедиция нашла ликвидированным, т. к. он, работая стационарно, не обслуживал нужды карагас. Пост милиционераоказался упраздненным по сокращению. В Сасырке экспедиция обследовала кооператив и школу, а также пеших карагас, ютящихся около кооператива и кормящихся на подаяние, которое перепадает им от жителей посёлка. Таких карагас оказалось 4 семьи. Эти семьи потеряли оленей и тем самым лишились возможности передвигаться по тайге, а, следовательно, и жить вместе с остальным племенем. Они поговаривают о том, чтобы выстроить избы, завести коров и жить оседло, занимаясь скотоводством, „как буряты". Всё это возможно при некоторой субсидии Правительства и руководства со стороны уполномоченного по карагасским делам, должность которого уже намечена к утверждению. Пеших карагас надо рассматривать, как первых пионеров новой формы хозяйства среди карагасской народности.
 
     Карагасская школа существует всего 2 года. Но сроки учения у карагас иные, чем у нас. Детей сдают в конце декабря, а берут в середине мая. Дети должны помогать промышлять родителям. Тем не менее, сделано много. К концу второго года ребята выучились не только говорить по-русски, читать, писать, считать до 100 и более и четыре арифметических действия, но успели основательно ознакомиться с новыми политическими идеями. Эти знания они понесли в глубь тайги, передали взрослым и мы нашли карагас не только хорошо осведомленными о всех политических событиях, но и определенными сторонниками соввласти, вполне сознательными (правда наивными) пролетариями, усвоившими по-своему, по таёжному все преимущества нового строя. Карагасы поняли, что они равноправные граждане в республике, что земля - их земля, что всех, кто их „обижает", эксплуатирует, они могут „вытряхнуть из тайги", что кооператив это их лавка, их собственное дело и что завлавкой - их работник. Учительницы отмечают большие способности карагасских детей. Дети с большой любовью учатся и ждут не дождутся начала занятий. При школе имеется интернат, в котором живут все школьники. Первый год училось 15 детей, второй 22; характерно, что все дети, учившиеся в первом году, пришли вновь на второй год. Зарегистрировано 6 случаев прихода в школу учеников почти против воли родителей. Последние уступили только после крайних настояний детей.
 
     Из Сасырки экспедиция двинулась в поиски восточной группы карагас, которых нашла в пределах Урянхая, живущими на вершинах Саян на горной тундре, выше той линии, где кончается лес, рядом с вечным снегом. Среди карагасских берестяных юрт была разбита палатка экспедиции, служившая амбулаторией, где врач И. В. Карпов занимался медицинским обследованием карагас, а так же оказанием медпомощи. Одновременно с   этим   лекпом   Н.   С.   Пугачев,   расположившись   в одной из больших юрт, принимался за оспопрививание. Пользуясь случаем, он, прежде всего, обстригал машинкой всем карагасятам волосы и мазал головы зелёным мылом. Карагасятам волей-неволей приходилось бежать к ручью и задавать себе первую и возможно последнюю в жизни головомойку. Далее шло оспопрививание, совершавшееся обычно без детского крика в несколько благоговейной тишине. К медпомощи, а особенно к оспопрививанию, карагасы относились в высшей степени доброжелательно и даже порой волновались, что мы не заедем на то или иное стойбище. Т. к. сразу стало заметно, что этнолого-экономические исследования идут медленнее, чем медицинские, было решено пригласить ещё одно лицо в помощь мне. Был приглашен т. Мочульский, уже много лет с увлечением работающий среди карагас, весьма ими любимый, организатор карагасского Общества Потребителей и карагасской школы. Экономическое обследование велось по юртам. Карагасы придали большое значение экономическому обследованию, считая, что оно должно, несомненно, повести к улучшению их материального быта. Дело происходило всегда так: почётных гостей (меня и т. Мочульского), сажали на войлоки, кругом располагалась семья и ближайшие родственники и общими усилиями начинали вспоминать прожитой год. При выработке ответов по хозяйственным вопросам деятельно помогала жена хозяина юрты. Благодаря такому доверию к нашей работе данные по бюджетам отдельных семейств получились весьма точные. Не зная подоходных налогов, карагасы не боялись показать статьи своих доходов и, видя в нас своих друзей, не стеснялись показывать, сколько пушнины ушло в руки „карагасников" (эксплуататоры карагас; „карагасничать" - жить на счёт торговли с карагасами). Благодаря тому, что карагас очень мало - всего 97 хозяйств - удалось точно выявить всю белку и всего соболя, который добыт был в обследуемом году (1 окт. 1924 г. по 1 окт. 1925 г. хозяйственный год карагас), удалось установить, сколько и какого рода пушнины пошло в кооператив, в госторги, в руки „карагасников". Удалось учесть, сколько съедено этим маленьким народом муки, соли, масла, сколько выпито чаю, самогона, спирта; где, что и по какой цене куплено. Удалось установить сделки скупщиков пушнины с карагасами и выявить бешеные цены, которые „карагасник" ставит голодному охотнику за соболями.
 
     Параллельно с составлением бюджетов велись и этнографические наблюдения. Изучено было оленеводство, коневодство и собаководство. Составлено подробное описание жилища, одежды, пищи. Подробно описаны весь пушной и звериный, промысел карагас по сезонам (охотничий календарь) и способы рыбной ловли. Изучены бытовой уклад карагасского общества, семейно-родовой быт, юридические нормы, формы землепользования. Не оставлены без внимания отношения к культам - православию, ламаизму, шаманству. Учтено и отношение к старому и новому в быте карагас - восприятие новых идей, отношение к последним политическим событиям и отношение к соввласти. Наконец, нарисована галерея "карагасников " - таёжных эксплуататоров простодушных, детски-наивных и доверчивых карагас.
 
     Неналаженность закуп - сбыта карагас основное зло, мешающее им бездефицитно сбалансировать свой бюджет. Дёшево и безтолково проданная пушнина, дорого и нецелесообразно купленные продукты - вот заключение, которое само собою напрашивается при изучении бюджетов карагасских хозяйств. А между   тем   в   бюджете   средняка - карагаса   приход   от   500 до 800 рублей - на эти деньги можно бы свободно и без нужды жить в лесу нетребовательному карагасу. Но беда в том, что карагас - ребёнок, большой ребёнок, „дитя природы", он берёт всё, что ему понравилось, порой даже ненужные вещи, лишь бы они были в его вкусе или были „как у всех". Надо ему только предложить их в кредит. Кредит губит карагаса, т. к. он никогда не может хоть приблизительно учесть предстоящий промысел. Он считает упромышленными всех соболей, о местопребывании которых он знает и столько белки, сколько он промышлял в „прежнее время", когда он был единственным хозяином тайги. Но жестокая действительность всегда много ниже ожиданий. Окончен осенний промысел и конечно опять обманул надежды. Карагас возвращается с осеннего промысла, - ему нужно расплатиться с долгами, сделать в своём кооперативе запас продуктов на зимний сезон охоты. Но, тут по пути ему встречаются „купцы", заскочившие в глубь тайги, чтобы первыми встретить карагас и собрать у них за старые долги пушнину. С ними же выезжают агенты и контрагенты госторгов, на 50% навербованные из тех же „карагасников". Лаской, обещаниями, угрозой они обчищают сумы карагас. Карагас движется дальше. Навстречу ему выезжают самогонщики, образуя в тайге второе кольцо, через которое надо прорваться карагасу. В лагунах, провезённых ими окольными тропами или спрятанными в мешках с мукой, булькает дешёвое зелье: всего 1 белка (= рубль) за четверть дешевле, чем в городе; как устоять против соблазна?!.
 
     После прорыва второго фронта сумы карагас делаются ещё легче. Карагас движется всё дальше на север и, наконец, прибывает к своей потребиловке, - но сумы его значительно опустели, - он не только не может расплатиться с долгами, но принужден залезать ещё больше в кредит. Потребиловки волей-неволей должны кредитовать карагас - закрыть карагасу   кредит это, значит, отдать его в руки „карагаснику"; кредитовать - подрывать себя. Между тем, потребиловки и так открыли непомерно широкий кредит карагасам - Сасырское Карагасское Об - во П - лей имеет за карагасами 5.000 руб., Нижне-Удинское Отделение 12.000 руб., канское около 1.000 р. - Это на 97 карагасских хозяйств! Если сюда прибавить долги госторгам и частным торговцам, то получится сумма около 24.000 рублей. Благодаря своему неумению рассчитать и свести концы с концами, карагас всегда должен, всегда голоден, одет в тряпье и в случае неудачного промысла обречен на нищенство. В то время, когда мы в осенние бури, закрыв плотно ставни, чувствуем себя хорошо в наших домах, карагасы в высокогорных долинах, где свищет ветер, где облака ползут почти по земле, цепляясь мохнатыми лапами за деревья и обдавая мелким дождем со снегом, дрогнут в своей берестяной юрте. Полуголые иззябшие ребятишки жмутся к костру; сквозь дырявые тосы (берестяная покрышка жилья) сочится вода, и отсыревшая одежда не греет. В эти дни промышлять нельзя. Сидят в юрте, ждут солнечных дней. Хозяйка испекла лепёшку и раздает её членам семьи. Вскипел в котле чай. Чай и ржаная лепёшка (мука, густо замешанная на воде и испечённая в золе) - главное и почти единственное питание карагаса в течение всего года. Количество потребления карагасами мяса и масла до курьёза ничтожно. Вполне понятно, что такие бытовые условия сильно отражаются на карагасах и главным образом на детях. И действительно детская смертность, особенно в раннем возрасте, весьма велика. Это и служит основной причиной малого числа карагас. В общем же карагасы вполне здоровы - ни сифилиса, ни венерических болезней, ни трахомы - главных бичей малых народностей Сибири они не знают. Надо изменить их бытовые условия и племя будет спасено от вымирания.
 
     Но вернёмся к нашему маршруту: покончив с восточной группой, экспедиция двинулась вновь на север и, вернувшись из Урянхая в пределы СССР, спустилась по Кара-Бурени и Уде. Здесь в вершине реки Джуглым собрались все карагасы западной группы, ожидая приезда экспедиции. Но незадолго перед нашим приездом на оленьи стада напали волки, и карагасы бросились бежать врассыпную  единственный их способ спастись от этого самого страшного хищника в крае. Экспедиции стоило немало трудов разыскать и посетить все карагасские юрты; успеху поисков мы в значительной степени обязаны шуленге (выборный начальник) карагасу Саганову, проявившему "много первобытной административной расторопности. За самой западной группой пришлось даже съездить в пределы Енисейской губернии. Главную группу западных карагас удалось обследовать на р. Бирюсе недалеко от золотых приисков.На обратном пути экспедиция остановилась на р. Нерха, где имеется отделение Нижнеудинского Общества Потребителей, созданное специально для карагас. Это предприятие определённо убыточно для Нижнеудинского кооператива, но... ведь „половина города Нижнеудинска построена на карагасских косточках". Нижнеудинск, несомненно, платит долги, поддерживая остатки того народа, который он разорил.
 
     Из Нерхи экспедиция двинулась вниз по р. Уде и в Нижнеудинске закончила свой путь. Привезённые большие материалы как статистико-экономического, так и медико-санитарного характера будут обработаны в ближайшее время и лягут в основу строительства новой жизни карагас. Этот маленький угасающий народ здоровый, бодрый, жизнерадостный, имеющий не только право, но и все задатки для развития, выживет в своём стремлении к существованию. И если царское правительство спокойно смотрело на вымирание инородцев, то Соввласть через РОКК и Комитет Севера создаст для карагас те условия, при которых они смогут занять достойное место среди прочих народов мира.
 
     
Для практического осуществления возрождения карагасской народности предлагаю следующие мероприятия, намеченные мною во время следования карагасской экспедиции:
 
I. Карагасское хозяйство, основанное на промысле пушного зверя, неуклонно и быстро идёт на убыль.
 
1.    В связи с огромным требованием нашего рынка на пушнину охота стала особенно интенсивной.
2.    Колонизационная волна вплотную придвинулась к карагасской территории, и новосёлы промышляют хищнически в охотничьих угодьях  карагас.
3.    Если азиатский способ расходования   пушных богатств заметно отразился на всей тайге, то в карагасском крае он произвёл, быть может, наибольшее опустошение. Поэтому необходимо срочно изыскать   меры   к   постепенному   переводу   карагас   на   новую   форму хозяйства,   каковой считаю скотоводческую, на подобие того,   как живут в   тех же физико-географических условиях ближайшие   соседи карагас - окинские буряты.
 
     Как исходный элемент для оседания на землю, следует взять беднейших карагас, лишившихся оленей, т. е. пеших карагас. Скотоводческая форма хозяйства ближе всех подходит к укладу жизни карагас и является единственно возможным видом сельского хозяйства в условиях высокогорной тайги, где земледелие почти невозможно, и где по соседству имеется хлебородная Катарбеевская волость (пуд ржи - 25 коп.), соединённая зимним санным путём по льду р. Уды с будущей карагасской культбазой (240 верст).
 
II.    Карагасы, если их предоставить самим себе, неуклонно и быстро пойдут к окончательному вымиранию. Необходимо срочное принятие ряда мер для их поддержания и для охраны их интересов.
 
III.    Для охраны карагасских интересов, соблюдения их нужд и руководства переходом на новые формы хозяйства, учреждается должность   уполномоченного по карагасским   делам.
Он должен пользоваться абсолютным доверием карагас.
Должен жить в тайге с карагасами.
 
IV.    Для охраны охотничьих интересов необходимо в срочном порядке проведение землеустройства карагас, для чего следует выделить специальную охотничью территорию для карагас, каковую сделать запретной для остального населения Республики. Наиболее желательна, как наиболее удаленная от русского и прочего населения и наименее им посещаемая территория по вершинам рек: Уда, Бирюса, Агул, Тагул и Гутара.
 
V.    Для поддержания пушного промысла карагас необходимо употребить все усилия для снабжения охотников оленями, каковых не хватает у карагас около 600 голов. Оленей закупить через самих карагас в Урянхайском крае, субсидировав их через кооператив. Субсидию (долгосрочную ссуду) предполагается выдать в размере 40 р. х 600 = 24.000 р., распределив снабжение оленей на 5 лет, т. е. по 120 оленей в год, что составит 4.800 рублей в год. Снабжаться будут только малооленные карагасы (безъоленные должны быть использованы, как контингент для образования кадра оседлых карагас-скотоводов). Карагас должен гасить ссуду на оленей в течение трёх лет, возвращая её или деньгами или оленями из приплода. Возвращаемые олени и деньги смогут в значительной мере сократить сумму в 24.000 рублей; после окончания операции снабжения возвращаемые карагасами деньги идут на погашение государственной ссуды.
 
Примечание: В случае благополучно протекающей операции возвращения ссуды из естественного приплода оленьих стад цифра в 600 оленей, которых необходимо извлечь из Урянхая, тоже уменьшится.
 
VI.    Необходимо усилить карагасскую кооперацию, дав ей возможность забрасывать продукты первой необходимости и тяжеловозы в глубь тайги на места промыслов карагас (мука, соль, чай). Карагасская кооперация, совмещая в себе потребительскую и кредитную, нуждается в оборотных средствах значительно больших, чем она обладает.
 
VII.    Усть - Нерхинское отделение Нижнеудинского Общества Потребителей должно быть передано Карагасскому обществу потребителей.
 
VIII.    Госторгам должна быть абсолютно запрещена работа с карагасами помимо кооперативов, как организациям, не могущим наладить добросовестно аппарат и подрывающим основу карагасского хозяйства.
 
IX.    "Карагасники" (торговцы-эксплуататоры, частный капитал) должны быть изгнаны из тайги.
 
X.    На ближайшее время впредь до организации единой культбазы необходимо открытие 2-ой карагасской школы в местности Алыджер („Казармы"), где имеются дома; это место, наиболее желательно, т. к. там предполагается устройство культбазы. Необходимость открытия 2-ой школы обуславливается невозможностью для западной группы доставлять своих учеников в Сасырку и исчерпанностью пропускной способности Сасырской школы и ее интерната. Лучшие ученики из обоих школ в количестве не менее трёх должны быть перевезены в Иркутск, где определены в техникумы для создания из них культработников среди карагас (желательна подготовка учителя для преподавания на родном языке, фельдшера и кооператора.).
 
XI.    Всё управление и все учреждения, обслуживающие карагас, - кооператив, школа, фельдшерский и ветеринарный пункт, уполномоченный по карагасским делам должны быть сосредоточены в одном месте, в котором также проводится оседание карагас на землю. Это место должно явиться карагасской культбазой. Местом для культбазы следует избрать участок, удовлетворяющий следующим требованиям:
 - Центральное относительно охотничьих угодий.
 - Близко к Белогорью.
 - Изолированное от русских участков.
 - Благоприятное для развития скотоводства.
 - Наличие земельного фонда.
 
     Местом культбазы должен быть избран участок при слиянии р. Уды и Кара-Бурени в 300 десятин покоса. К нему в виде земельного фонда забронировано верховье р. Уды (луговое пространство в 200 десятин) и луга по р. р. Ичень и Нерха. Этот участок удовлетворяет всем предыдущим требованиям.
 
XII.    На культбазе следует построить ферму-коммуну, где должны постепенно оседать опролетаривающиеся карагасы.
     Ферма, получив некоторую субсидию на свою организацию, переводится на хозрасчёт, на каковом она может вполне существовать. На ней карагасы обучаются уходу за скотом и привыкают к оседлому хозяйству. После   10 лет  они   выделяются в самостоятельное хозяйство, получают   надел, избу   и   скот в виде компенсации за труд и живут как бы отдельными хуторами.
 
 
     При ферме будут иметься подсобные статьи дохода - сбор орехов, корня бадана и ягод; могут быть организованы соболий питомник или маральник. Таким образом, организованная ферма отнюдь не будет состоять на собесе у Государства.
 
Сасырка, как место культбазы, неправильно избрана.
 - Лежит в стороне от центра карагасского промысла.
 - Окружена   с   трёх   сторон   русским   населением, спаивающим  карагас.
 - Не имеет земельных угодий для   развития скотоводства.
 - Удалена на 150 вёрст от Белогорья.
 - Климатические условия   значительно   хуже, чем в других участках карагасской области.
 - Свободные   от леса  пространства   незначительны и сильно заболочены.
 - В прилегающем к Сасырке районе нет   достаточных и удобных,  свободных от леса луговых пространств. Сасырка должна быть, как культбаза оставлена, а все культучреждения с неё перенесены на место новой культбазы.
 
Примечание: В виду задержки с печатанием предварительного отчёта о поездке к карагасам сводная таблица цифровых данных была мною передана для опубликования М. Е. Золотарёву (см. Золотарёв М. Е. и Ходукин Я. Н. Карагасия. Материалы Иркутского Местного Комитета Севера,  вып. I.).
 
 
[Источник: Б.Э. Петри
Этнографические исследования среди малых народов Восточных Саян
Иркутск, 1927 г.]
 
 
::Другие материалы по теме::
        Наше Предложение по заброске в Тофаларию:
 -
авто и авиа доставка на территорию Тофаларии;
 - наём коней, контракт с проводником;
 - аренда средств спутнико- вой связи.
 
 
 
 
 
    Средства выживания.
                          
   Telit SAT-550.
                     Радиотелефоны.
                          Радиостанции.
 
                  
Рюкзаки и палатки.
 
                                                                                                              Спутниковые телефоны *  Радиотелефоны * Радиостанции
   © 2005 г.                                                                                Главная *  Тофалария *  Тофы о Родине  Про связь  * Фотоцентр *  Контакт
Tofalaria.Ru * Жизнь полна приключений                                                                                                                                                                                           
                      При копировании и использовании материалов с данной страницы просьба указывать источник получения информации, вэб-сайт http://www.tofalaria.ru