Сплав по Уде  ||  Маршруты по Тофаларии

Руководитель группы: Цветкова С.В.                                                                          e-mail: Svetlana.tsvetkova@quorum.ru
Маршрутная книжка: № 1/4-608
Московский городской центральный туристский клуб

Скачать полный вариант описания

Фотоматериал смотреть здесь

Отчёт о водном туристском путешествии 5 к.с. по Тофаларии:

Москва – Иркутск-Нижнеудинск - Катышный - пеший переход на р. Уда – сплав по р. Уда до устья р. Хан – радиальный выход на р. Хан – сплав по р. Хан - сплав по р. Уда до пос. Порог- Нижнеудинск - Иркутск - Москва совершённом с 28 июля по 20 августа 2006 г.

Дневник
____________________________________________________________________

Дневник похода

Посвящается нашим друзьям из Казани

28 июля, пт. Вылетаем из Домодедово в 23-30. В аэропорту полный бардак. Стоим в огромной очереди на регистрацию. Наконец, добираемся до стойки регистрации. Даем бумагу, в которой написано, что нам разрешено везти по 45 кг на человека. Приходит представитель «Сибири», куда-то с бумагой уходит, потом приходит - все правильно, везти наш груз разрешили.
Вылет самолета откладывается на полтора часа. Успеваем за это время выпить из горла бутылку португальского портвейна, переданного нам Шаровым. Самолет Ту-154, в который нас посадили, очень старый. Столик на моем кресле все время падает. Его приворачивают скотчем. На вопрос, не скотчем ли примотаны крылья, стюард не ответил. Нужно отметить, что летели мы в Иркутск недели через 2 после ужасной аварии самолета в тамошнем аэропорту. Ощущения ниже среднего.

29 июля, сб. Прилетаем в Иркутск с опозданием. Проезжаем по летному полю мимо открытого ангара, где разложены детали сгоревшего лайнера. Приходит понимание того, что такое настоящий страшный бардак – это то, что творится в аэропорту Иркутска при получении багажа; то, что творилось в Домодедово, по сравнению с этим - идеальный порядок. Видимо, руководство Иркутского  аэропорта занято  различными понаехавшими комиссиями по расследованию аварии, ему не до удобства пассажиров. Наконец, получили все вещи. Нанимаем маршрутку, едем на вокзал. На ближайшие поезда билетов нет. Звоним по заранее рекомендованному нам телефону, вызываем маршрутку, которая повезет нас в Нижнеудинск. Маршрутка приезжает в 14-30. В Нижнеудинск приехали в 10 вечера. Группа Саши Зверева из Казани уже ждет нас на вокзале, они приехали в 8 вечера. Потреблять спирт начали еще 2 дня назад, в поезде. Процесс у них по всем признакам явно обрел некую непрерывность. В 11 вечера за нами, наконец, пришел «Урал». Едем.

30 июля, вс. Дорога впечатляет. Некоторые препятствия наш «Урал» брал с разгону и далеко не с первого раза. На ночевку встали в 5 утра; ночуем в домике. Встали в 10 утра, выехали в 11. Наши водители (их двое) никуда не спешат. Они ждут водителей трех бензовозов. Машины часто останавливаются – шоферам необходимо выпить самогона или починиться. Зверушки (так родилось название соседней группы) пошли вразнос, пьют все время (нам за ними не угнаться), резвятся и ведут пьяные базары. В основном, про свою крутизну, евреев и москалей. Черт меня дернул связаться с ними на заброске – мы и сами в состоянии были деньги за всю машину заплатить. Народ начинает мне потихоньку говорить, что, пожалуй, идти параллельными группами нам не стоит…  Об этих талантах Зверева я и раньше знала, но встретить его единомышленников в таком количестве не ожидала!!! Приехали на место в 5 утра. Уставшего Главного Зверушку выгрузили на землю. На поляне, около домиков, стоит лагерь питерцев. Пасутся лошади. Быстро ставим палатки и ложимся спать.

31 июля, пн. Встали в 11 утра. Лошади (6 шт.) предназначаются питерцам. Нам и Зверушкам лошадей не привели. Договариваюсь с питерцами, они берут наш «Тритон». С остальным грузом мы справимся сами. Пакуем рюкзаки, выходим в 3 часа дня. Зверушки таскают свой груз в 2 ходки. До ночевки прошли примерно 6 км (по прямой), реально – примерно 8 км. От домика - начала пешки – идти следует по дороге, затем, когда дорога раздваивается, выбирать левый вариант. Перевал между водоразделом невысокий, лесистый. Питерскую группу каюр повел в обход. Мы догнали ребят из их группы, идущих последними. Зверушки встали лагерем после брода через Мурхой, таскают груз челноком. Мы прошли еще километр (нам нужно отдохнуть от соседей), встали лагерем. Тропа переходит с берега на берег, много бродов. Ночуем после 2-го брода через Мурхой.
Вечером появились тучки, чуть-чуть моросит.

1 августа, вт. С утра идет дождь. Вышли только в 10 утра. Перешли реку вброд обратно, шли по верхней тропе левого берега. Когда мы прошли стрелку Большого и Малого Мурхоев, нас догнали Зверушки. Идут в 2 ходки, но идут, как не странно,  быстро. Вот это здоровья у них – после таких-то ударов по организму… Обедаем около домика чабанов, мы дошли туда в 2 часа дня. Резвые Зверушки с первой порцией груза уже там, они поят хозяина и договариваются с ним о лошадях.
Идем дальше под дождиком. Переходим Ары-Ой. Брод по щиколотку, не выше. Лагерем встаем около тропы, она подходит к Мурхою. Вечером мошка разлетелась. Релаксируем около костра. Наслаждаемся одиночеством.

2 августа, ср. Выходим в 10 утра. До обеда прошли 10 ходок. Тропа идет по заболоченной местности, река достаточно близко. Зверушки с лошадьми догнали нас в 12-30, затем мы их догнали – они встали на обед. Мы прошли еще ходку, встали на обед в 14-30.
Закончили обедать в 15-45, после обеда прошли еще 10 ходок. Тропа потерялась, все время переходит с берега на берег. Иногда идет по руслу. После обеда, часов в 5, дошли до глобальной наледи. Очень красиво. Потом тропа теряется, около каркаса для шалаша мы нашли ее на правом орографическом берегу. Далее – несколько ярко выраженных взлетов, тропа идет по правому орографическому берегу и начинает забирать вверх по борту долины.
Встали на ночлег на сухом месте, около тропы в 20-00, не дойдя по прямой 2,5 км до перевала. Вокруг – болота.
Варим компот из ревеня. Начинается дождь.

3 августа, чт. Выходим, как всегда, в 10 утра. В 12 – мы на перевале. Очень красиво. Начинаем спуск с перевала. Обедаем на тропе, начинается дождик. Ставим тент на веслах – деревьев вокруг нет. Тропа местами заболочена, бродит с левого берега на правый. Затем тропа выходит к Хатаге.
Володя в кровь стер спину своим модным дорогим рюкзаком, несет груз плохо – больно ему.
К Уде пришли около 9 вечера. На л.б. Хатаги стоят казанцы, на правом – питерцы. Встаем рядом с питерцами. Они более тихие соседи. Наш кат довезли в целости и сохранности. У питерцев есть врач. Смотрит Вовины раны, велит сушить.

4 августа, пт. Стапель. С утра идет дождь. Когда начинаем строить каты, дождь заканчивается. Рамы делали из лиственницы.  Питерцы уходят в обед, казанцы  целый день достраивают свой огромный кат с гребью. Вечером приходят к нам в гости. Куда ж мы от них денемся, начинаем привыкать. Вроде даже милые люди. Тем более, пайка спирта теперь ограничена.

5 августа, сб.
Вчера долго засиделись со Зверушками, сегодня встали только в 9 утра. Собираемся, выходим в 11-30. Сначала – ужасные разбои. Каты все время практически тащим по руслу. Интересуюсь по рации у других экипажей, как им нравится секс с катамараном  в саду камней. Отвечают, что никого этим не удивишь.
Обедаем перед 1-м каньоном. Он из себя особо ничего не представляет.
Далее – опять шиверы. Встречаем кучу групп, чалимся к ним. Питерцы обедают.
Группа из Волгограда с огромным плотом на поперечных гондолах прилетела на вертолете. Радостная встреча – мы шли с ними параллельно в 98-м году по Хара-Мурину. Увидев на берегу этот громадный плот, я сразу поняла, что это могут быть только волгоградцы – по-моему, это последний плот в России.
Далее стояла группа из Липецка. Та, с которой мы пытались договариваться отвезти Шарова с каяком, когда он еще собирался идти с нами. Они предлагают нам помыться в их бане, но мы хотим плыть вперед. Доплываем почти до устья Н. Хонды. Там стоят наши казанцы. Они нам уже почти как родные. (Родственников, как известно, не выбирают.) Зазывают нас становиться рядом. Берут наши снасти рыболовные.
Приносят нам пойманного хариуса. Сегодня первый раз едим грибы. Варим компот из красной смородины. Жизнь налаживается.

6 августа, вс. С утра - дождик. Выходим в 11 часов. Постоянство – признак мастерства. Зверушки вышли на час раньше. Договариваемся, что они берут нашу рыболовную снасть и ловят рыбу на 2 группы. Река абсолютно прозрачна, дно песчаное, течение спокойное, очень красиво.
На обед становимся в 14-00, обедаем полтора часа. Холодно, выпили немного спирта. После обеда пошло веселее. Даже стали дремать.
Часа в 4 дня догнали Зверушек. Они ловят рыбу. На ночевку встали в 19-00, напротив притока 22 (он впадает в левой протоке). Через полчаса приплыли Зверушки с уловом. Готовим общую уху. Пьем спирт. Мы уже вполне привыкли к нашей параллельной группе. Даже радуемся им. Вечером светит солнышко. Жизнь опять налаживается.

7 августа, пн. Встаем рано. Володя всех поднимает в 8 часов. В 10 выходим. Пасмурно, но как только собрались – пошел дождь. Плыть очень холодно. Через 2 часа видим на левом берегу зачаленные каты казанцев. Изба с печью. Зверушки уже натопили. Греемся, решаем пообедать в тепле. Отплываем в 14 часов. Дождь стал мельче.
К порогу Хангорокскому подошли в 15-15. Смотрим, страхуем, проходим
Пор. Байгырский – смотрели, страховали с воды. Офигенная скала, в которую бьет вода. Проход слева, далее - бочки. Не сложно.
Пор. Сардык – горка из валов и бочек.
Дальше стали чалиться, искать стоянки перед Ханской щелью на правом берегу. Нашли только непосредственно перед устьем Хана. Казанцы встали внизу, на песке. Мы поднялись наверх, на полку. Стоянка на мягком мху.
Грибов немного, есть незрелая брусника. Хан будем осматривать завтра. Сегодня идет дождь, целый день, сил на разведку уже нет.

8 августа, Вт. В 10 часов выходим на осмотр Хана. Идем по левому орографическому берегу вверх по Хану, начиная от устья. Шли впятером, Митя Аксенов оставался в лагере. Митяй Кинкулькин пошел с нами, но быстро вернулся в лагерь.
Условно Хан разделили на 6 участков (начиная от устья). Проход возможен далеко не везде -  габаритные непроходы. Дошли до участка, где начинаются разбои. Река глобально поворачивает налево (если смотреть вверх по течению).
Начали искать тропу, проходящую поверху – не нашли. Пошли траверсом вдоль склона. При подходе к лагерю нашли мощную тропу.
Вернулись в лагерь в 15 часов. Обсуждаем, что сможем сделать: реально пройти один порог и шиверы. Большого энтузиазма не наблюдается – таскаться по склонам без тропы. Решаем, что идти наверх ради обносов непроходов не стоит.
Объявляю полудневку. Я, Витек и Митя пишем пулю. Остальные спят. Вечером пьем компот из брусники, едим жареные грибы.
Зверушки отплыли днем, еще до нашего возвращения, увезли наши удочки. Надеемся, заготовят для нас рыбу.

9 августа, ср. С утра выходим на прохождение порогов. «Ханскую щель» прошли без проблем. Далее -  чалка к пологим скалам правого берега. Порог «Макбет». Ничего особенного. Митяй посмотреть поленился, в конце зацепил «зуб», от которого все другие экипажи легко ушли.
Пороги «Ворота», «Кривой» прошли без проблем. В пороге «Сито» «Тритон» попал в выходную бочку, чуть не кильнулся. Остальные учли ошибку и прошли без проблем.
Далее начинаем искать последнюю чалку перед нижним каньоном. Казанцы заботливо сложили для нас пирамидку.
Идет дождь. Обедаем, берем рюкзаки и идем по тропе искать поляну для лагеря.
После брода через ручей – большая поляна. Стоят палатки Зверушек. Их нет  -  как выяснилось, все спят. Ставим лагерь рядом. Идем смотреть 1-4 препятствия. Впечатляет, никто 1 и 3 ступень идти не хочет, можно идти вторую, Но после нее чалка только на правый берег, а оттуда каты обносить можно только или вверх, или вниз.
Зверушки обнесли каты ниже 4-й ступени, завтра оттуда будут стартовать. Мы хотим идти с ними параллельно, просим подождать, пока с утра пораньше обнесем каты.
Вечером я солю грузди – их очень много вокруг.

10 августа, чт. Встаем пораньше, идем обносить каты. Когда Митяй с Витей поднимают свой кат, выясняется, что у него дыра в чехле на днище. Решают клеить его здесь же, боятся нести – могут продрать баллон. Остальные каты обносят, спускают на воду по кулуару перед 4-й ступенью. Пока ждем, пока заклеят кат, я ложусь в палатку, у меня начинается сильный озноб. Лежу под двумя спальниками и трясусь. Ребята приносят заклеенный кат, смотрят на меня и рекомендуют отложить прохождение на завтра. Мне реально нехорошо. Говорим Зверушкам, что мы с ними сегодня не идем. Они просят помочь со съемкой.
Идем снимать. Я тоже дотаскиваю себя до 5-го порога. Порог интересный, его проходят и 4-ка и «Тритон» Казанцев. 6-й порог проходит только «четверка».
Дальше я иду болеть, ребята снимают прохождение Казанцев до 9-й ступени. Все реально идется. Готовимся к завтрашнему прохождению. Я усиленно лечусь.
Вечером начался дождь.

11 августа, пт. Встаю с утра вполне бодрая. Полный облом! За ночь вода поднялась на 1,5-2м. Пороги представляют собой жуткое зрелище. Казанцы убегают -  проходить оставшиеся в каньоне препятствия.  Мы тоже собираемся, не осознав всей глубины перемен. Идем проходить 4-ю ступень. Она из такого “домашнего” порога превратилась в мощный слив с большой бочкой.
Ставим внизу на страховку Митяя с Витьком. Идет Тритон – гребцы зарываются в бочку с головой, правый баллон затем подбрасывает в воздух, но катамаран удерживается, не киляется. Вода уже коричнево-желтого цвета, по уловам плавают бревна. Я решаю завершить прохождение. Лучше сидеть на берегу. Обедаем, смотрим 5-й и 6-й пороги. Никакого сравнения со вчерашним. Выглядит страшно. Сидим на берегу, грустим. Возвращаются Зверушки, они четверкой с приключениями без страховки дошли до конца каньона, особенно досталась в пор. “Лоток” (Риту выкинуло с катамарана, гребь сломало).
Вечером день рождения Зверева. (Фото  73) Умудрились напиться все. Приходит группа из Питера.

12 августа, сб. Встаем с утра пораньше. Надеюсь, что вода упала. Фигушки! Вода еще больше поднялась. Идем смотреть на 5-й и 6-й пороги. Впечатляет. Вова и Митя не хотят идти по «канализациям», говорят, что лучше обнесут все. Грустим. Надежды, что вода сегодня спадет до приемлемого уровня, не осталось. И то, что завтра спадет – совсем не факт. Решаем – нужно обносить каты и лагерь. Несем каты. Идем по полке вдоль реки. Очень тяжело. Витек и Митяй донесли кат до “Лотка”, нашли нас с Петром и предложили каты здесь спустить на воду. Митя с Володей донесли кат до притока, но к Уде не спустили. Возвращаемся в лагерь к 15 часам.
 На поляне – столпотворение. Пришли плотовики из Волгограда, группы из Липецка, из Екатеринбурга. Они поймали паводок на «пятерочном» участке. Рассказывают всякие страсти про пороги, начиная с Ханской щели. В этой самой Ханской щели камня не стало. Плот попал где-то в бочку, разорвало гандолу.
Кат екатеринбуржцев кильнуло в бочке, один из гребцов сильно ударился, ему разодрало веко (зашивали). Было море крови.
В группе из Липецка у мужика пошел камень из почки. Они быстро все обносят, хотят его отправить вертолетом из Алыгджера. Берем шмотки, обносим лагерь. Идти до нижнего лагеря далеко. Ставим лагерь на Уде, около устья ручья. Рядом стоит группа из Липецка. Просили, если что, позволить на нашем Тритоне отвезти больного в Алыгджер. (Как мне рассказала питерская группа уже после похода, больного зачем-то оставили в Алыгджере, где в больнице ему помогать никто не собирался, и уплыли. Мужик потом пассажиром с группой из Екатеринбурга добирался до конца маршрута.)

13 августа, вс. С утра пораньше идем вчетвером к катам – проходить нижнюю часть каньона, ниже «Лотка». Иду смотреть на «Лоток» – камень уже показался из воды, но на двойках это идти еще очень даже проблематично.
Садимся, отплываем. 13-е препятствие мощное, 14-е - попроще. Большие валы, бочки. Идем сходу. Приходим в лагерь, грузим вещи, отплываем. Предлагаем Липецку отправить с нами больного с сопровождением до Алыгджера. Они отказываются. Идет дождь. Зачаливаемся на обед в поселке и идем в поход в магазин.
…В частных магазинах, находящихся в жилых домах, домах купили водки, консервов, слегка просроченное пиво. Обедаем и отплываем. Идем до 7 вечера. Находим прекрасную стоянку на высоком берегу у правого притока р. Тальма. Стоянка со столом. От Алыгджера проплыли километров 30. Наконец-то хорошая погода! Сушим вещи.

14 августа, пн. Выходим в 10 часов. Пьем пиво в 12. У порога “Миллионный” встречаем рыбаков на моторках. Мы с Петром в «Миллионном» чуть не налетели на центральный камень. Рыбаки угощают копченым хариусом, показывают, где посмотреть наскальные рисунки. Около рисунков становимся на обед. Жарко, загораем. Вечером дошли до стоянки, километра на 3 ниже устья р. Хайлама. В устье реки аккуратные избы, баня – это база Юкоса. (Предполагаем, что Ходорковского сюда в ссылку отправят). Те же рыбаки угощают водкой и копченым хариусом.
Опять весь вечер хорошая погода.

15 августа, Вт. Вышли почти в 11, вечером не дошли по прямой 4 км до Огнита. Простой участок. Опять жарко. Обедаем на песчаном пляже. На ночлег встали в 18-45. До пос. Порог осталось 100км.

16 августа, ср. Вышли в 10. Прогонный участок. Ночевали около избы лесника. (Устье р. Ипсит) Володя с Митей договорились, что завтра утром лесник отвезет их на моторке в пос. Порог – Володя сильно торопится на работу. Лесник натопил нам баню, нарыл картошки. Угощал огурцами и молоком.

17 августа, чт. Доплыли до пос. Порог км 6 вечера. Первое, что увидели на берегу – спешащих к нам Зверушек с трехлитровой банкой самогона. Они будут ночевать в близлежащем лесочке, а мы решаем уехать сегодня же – успеть на вечерний поезд в Иркутск. Благо предложение по доставке нас в Нижнеудинск уже есть.
Разбираем катамараны, варим ужин. Приходят Зверушки, угощаем их, вспоминаем поход, прощаемся. Даже расставаться не хочется.
В Нижнеудинске сразу садимся на поезд, утром мы в Иркутске.

18 августа, пт. Доехали до Иркутска в 8 утра. Сдаем катамараны в камеру хранения. Завтракаем в привокзальной кафешке. Дальше Митяй идет искать гостиницу - у него самолет завтра рано утром, а Петр, Витя и я едем на в Листвянку, на Байкал. У нас еще 2 дня. Доплыли на катере до Больших Котов. Зашли в музей. Прошли пешком 5 км по направлению к Листвянке. Встали лагерем около устья речки. Очень красиво.

19 августа, сб. Встали с утра пораньше, идем по тропе вдоль Байкала. Погода прекрасная. Несколько раз купались. Мы с Петром не первый раз здесь ходим, выбираем тропу, идущую по скалам. Дошли пешком до Листвянки к 6 вечера. Вернулись в Иркутск на автобусе. Нашли недорогую гостиницу около автовокзала, попарились в сауне.

20 августа, вс.  Рано утром едем в аэропорт - улетать в Москву. Самолет задержали (видимо, в Иркутск и из него теперь без задержки улететь невозможно.) В аэропорту нет междугородних телефонов. Наконец, нас загружают в аэробус, аналогичный свежесгоревшему. Летим в Москву.

::Другие материалы по теме::
    ПЕШЕХОДНЫЕ МАРШРУТЫ

ВОДНЫЕ МАРШРУТЫ

ЗИМНИЕ  ПУТЕШЕСТВИЯ

СМЕШАННЫЕ МАРШРУТЫ

Наше Предложение по заброске в Тофаларию:
авто и авиа доставка на территорию Тофаларии;
 - наём коней, контракт с проводником;
 - аренда средств спутнико- вой связи.

Средства выживания.

Telit SAT-550.
                     Радиотелефоны.
                          Радиостанции.

Рюкзаки и палатки.

Спутниковые телефоны *  Радиотелефоны * Радиостанции
   © 2005 г.                                                                                Главная *  Тофалария *  Тофы о Родине  Про связь  * Фотоцентр *  Контакт
Tofalaria.Ru * Жизнь полна приключений
                      При копировании и использовании материалов с данной страницы просьба указывать источник получения информации, вэб-сайт http://www.tofalaria.ru