Сплав по Уде  ||  Маршруты по Тофаларии
 
Руководитель группы: Цветкова С.В.                                                                          e-mail: Svetlana.tsvetkova@quorum.ru
Маршрутная книжка: № 1/4-608
Московский городской центральный туристский клуб
 
                                                                                                                                               
Скачать полный вариант описания
 
                                                                                                           
Фотоматериал смотреть здесь
 
Отчёт о водном туристском путешествии 5 к.с. по Тофаларии:
 
Москва – Иркутск-Нижнеудинск - Катышный - пеший переход на р. Уда – сплав по р. Уда до устья р. Хан – радиальный выход на р. Хан – сплав по р. Хан - сплав по р. Уда до пос. Порог- Нижнеудинск - Иркутск - Москва совершённом с 28 июля по 20 августа 2006 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Выводы и рекомендации
 
____________________________________________________________________
 
 
 
Выводы и рекомендации
 
Мы прошли красивейший протяженный водный маршрут 5 к.с.  в Тофаларии. К сожалению, «шестерки» у нас не получилось по независящим от нас обстоятельствам. Нам не повезло: уровень воды в Хане был недостаточен для сплава, а когда мы собрались проходить нижний каньон Уды, пошел резкий паводок, что сделало препятствия очень опасными и проблематичными для прохождения на катамаранах- двойках. У нас не хватило времени на то, чтобы дождаться падения воды до разумного уровня. В сложившейся ситуации наиболее логичным оказался вариант обноса основных препятствий нижнего каньона Уды.
 
Тем не менее, мы получили большое удовольствие от прохождения маршрута, хотя он с обносом нижнего каньона и оказался слабоват в техническом смысле для нашей группы. Нами была  пройдена небольшая, но интересная пешая часть. Наш путь проходил по красивейшей местности. Те пороги, которые мы прошли, вполне доставили нам удовольствие. Интересным оказался радиальный выход на р. Хан с целью описания ее и оценки возможности прохождения.
 
Рекомендации тем группам, которые захотят повторить наш маршрут:
 
- Четырехместные катамараны имеют больше шансов на прохождение препятствий каньона, особенно первых трех ступеней. Группе, которая планирует пройти весь каньон, логично взять с собой хотя бы один четырехместный катамаран.
 
- При планировании маршрута нужно иметь запас времени дня в 3-4 на случай локальных паводков.
 
- К сплаву по нижнему каньону Уды даже в условиях средней и низкой воды стоит относиться серьезно.
 
- Сплав по «пятерочному»  участку Уды в условиях паводкового подъема воды, как показал опыт шедших за нами групп, также становится опасным и требует серьезной страховки.
 
- Сплав по Хану возможен, вероятно, только в условиях паводковой воды. В нашу воды явно было много габаритных непроходов. Непонятно, во что они превратятся в паводок. Следует учитывать большой уклон и сильное загромождение русла громадными камнями. Несомненно, это будет сложный участок 6 к.с с проблемной страховкой и проблемными прохождениями. Рассчитывать на прохождение в условиях средней и низкой воды не стоит даже на каяках. Заходить в верховья Хана логичнее по тропе, идущей далеко от берега, по верху каньона. Она начинается от берега Уды примерно на метров 500 выше устья Хана. До того места, где тропа спускается к Хану, мы не дошли.
 
- Проблем с организацией автомобильной заброски нет. Для организации машины достаточно списаться с сайтом
www.tofalaria.ru .
 
- Проблемой может оказаться подъем воды в р. Бирюса. Так как путь машин проходит по руслу реки, в условиях большой воды они ехать не смогут, и будут ждать конца паводка.
 
- Рассчитывать 100% на лошадей не стоит. Каюры, с которыми Вы договоритесь заранее, вполне могут не прийти. Логично критично подойти к весу своего снаряжения и иметь возможность дотащить все самостоятельно.
   
- В последние годы Уда стала достаточно захоженной, часто посещаемой рекой. Это связано с возможностью нанять лошадей или вертолет и без особых усилий добраться до реки. Кроме того, из-за локальности препятствий, в группах возможно присутствие людей с небольшим опытом, которые сложные препятствия не идут. Группы обычно большие, так дешевле забрасываться на машине; и нанять лошадей реально на большую группу - меньше 5-6 лошадей каюрам не интересно приводить. Так что нужно быть морально готовым к  постоянным  встречам с толпами народа.  В основном, группы выходят на маршрут в конце июля - начале августа. Если Вы любите автономные путешествия, логично заранее выяснить через Интернет, когда туда собираются другие группы, и сдвинуть свой график так, чтобы с ними не пересекаться. В основном, все встречаются на стоянке около нижнего каньона, где проводят по нескольку дней.
 
- Ниже нижнего каньона на реке постоянно присутствуют местные жители, до пор. Миллионный поднимаются моторки из пос. Порог.
 
- Интересно посмотреть наскальные рисунки, которые есть на скалах ниже пор. Миллионный. http://www.etnografia.ru/aborigen/1_tofa/shaman/tofa_petroglif(2).htm
 
- Продукты на конец маршрута логично не тащить с собой, если планировать идти пешку самостоятельно, а покупать в частных магазинах в пос. Алыгджер.
 
- Рассчитывать закончить маршрут в пос. Алыгджер и улететь не стоит - регулярных рейсов самолета давно уже нет, вертолеты летают по спецзаказу и только в хорошую погоду. Заказать вертолет – без проблем, примерно 43 000 руб. в час. (Рейс МИ-8 в Алыгджер стоит около 100 000 рублей, предоплата).
 
- Уехать можно от устья р. Огнит, заранее заказав машину (туда идет проселочная дорога). Можно договориться с проплывающими мимо моторками, они соглашаются подвезти за достаточно большие деньги.
 
 
 
Точки GPS
 
1    Катышный                           54° 5'44.74"N     97°21'20.24"E   
2    Брод через Мурхой           54° 4'31.10"N     97°14'10.10"E   
3    Стрелка Б. и М. Мурхоя    54° 0'54.66"N     97°15'13.77"E   
4    Устье Аскайлы-Ой            53°58'26.89"N    97°10'3.35"E   
5    Отметка 1568                     53°56'2.25"N      97° 8'47.26"E   
6    Перевал                               53°52'21.42"N    97° 3'51.42"E   
7    Устье Хатаги                       53°47'42.05"N    97° 1'10.77"E   
8    Устье Чело-Монго             53°45'19.48"N    97° 7'23.69"E   
9    Устье Тер-Яги                     53°43'9.95"N      97°13'29.66"E   
10    Устье Н. Хонды                53°42'14.58"N    97°20'34.34"E   
11    Устье Эдена                     53°37'28.23"N    97°34'44.46"E   
110    устье Сарыг-Ой             53°38'10.69"N    97°39'25.28"E   
12    Устье Хангорока             53°34'22.11"N    97°57'15.79"E   
13    Стрелка Б. и
М. Хангорока                             53°30'51.19"N    97°51'17.02"E   
14    Устье Байгыра                 53°35'9.72"N      97°58'53.65"E   
15    Хан, устье                          53°33'28.17"N    98° 7'10.94"E   
16    Хан: начало прорыва     53°32'42.29"N    98° 5'40.33"E   
17    Хан, устье Кастармы      53°29'43.73"N    98° 6'3.41"E   
18    Хан, устье Иссыг-Суг      53°27'46.28"N    98° 7'57.96"E   
19    устье Прав. Кастармы   53°27'53.86"N    98° 2'14.93"E   
20    Алыгджер                          53°38'15.77"N    98°12'37.86"E   
21    устье Джуглыма               53°43'45.70"N    98°14'14.16"E   
22    устье Нерхи                       53°50'9.31"N      98°20'15.15"E   
23    Миллионный                     53°50'54.29"N    98°32'10.28"E   
24    устье Хайламы                53°53'35.30"N     98°42'41.71"E   
25    устье Хадамы                   53°56'3.81"N      98°48'59.88"E   
26    бараки Таловка               54° 5'37.49"N     98°52'5.92"E   
27    устье Огнит                        54°16'49.37"N    98°52'39.92"E   
270    устье Ярма                     54°23'36.83"N    98°50'12.58"E   
28    устье Ипсит                       54°30'17.35"N    98°55'1.39"E   
29    Порог                                  54°33'20.86"N    99°15'22.47"E   
30    Нижнеудинск                    54°53'53.66"N    99° 2'5.59"E   
 
 
::Другие материалы по теме::
    ПЕШЕХОДНЫЕ МАРШРУТЫ
 
 
 
 
 
 
 
 
    ВОДНЫЕ МАРШРУТЫ
 
 
 
 
 
    ЗИМНИЕ  ПУТЕШЕСТВИЯ
 
    СМЕШАННЫЕ МАРШРУТЫ
 
 
 
        Наше Предложение по заброске в Тофаларию:
 -
авто и авиа доставка на территорию Тофаларии;
 - наём коней, контракт с проводником;
 - аренда средств спутнико- вой связи.
 
 
 
 
 
    Средства выживания.
                          
   Telit SAT-550.
                     Радиотелефоны.
                          Радиостанции.
 
                  
Рюкзаки и палатки.
 
                                                                                                              Спутниковые телефоны *  Радиотелефоны * Радиостанции
   © 2005 г.                                                                                Главная *  Тофалария *  Тофы о Родине  Про связь  * Фотоцентр *  Контакт
Tofalaria.Ru * Жизнь полна приключений                                                                                                                                                                                           
                      При копировании и использовании материалов с данной страницы просьба указывать источник получения информации, вэб-сайт http://www.tofalaria.ru