На данной странице будет размещён материал от наших посетителей, соответствующий тематике сайта и достаточно объёмный для размещения в Гостевой книге.

Для размещения материала писать
сюда...

- Отчёт о пешеходном маршруте 4 к.сл. по Центральным Саянам.

- Дневник похода по Центральным Саянам - 2.8.1997-1.9.1997

Данный материал публикется с разрешения автора (отдельная благодарность от редакции сайта tofalaria.ru).Чуприк Николай Валентинович был руководителем группы Московского физико-технического института, прошедшей данным маршрутом в 1997 году.

В настоящее время пешие походы по Саяну приобретают былой, всё увеличивающийся, интерес.

Особо нужно отметить интерес к Тофаларии, т.к. она расположена в Центральной части Саян и побывав в этих краях можно увидеть и побывать на всех высочайших пиках этого края. Пик Грандиозный правда располагается вне территории Тофаларии, но пройдя маршрутом через Верхнюю Гутару, Вы посетите места первозданной красоты и увидите реально Центральный Саян.

Отчёт даётся в сокращении. По ссылке указанной ниже можно просмотреть полный вариант.
Цель публикации материала - ознакомить Вас со всеми возможными вариантами посещения пика Грандиозный.

[Источник: Туризм.Ру - Самая полная библиотека отчетов по туризму]

Закончился большой и сложный поход. Все устали, но остались довольны новыми впечатлениями, по-другому и не бывает. Что-то удалось, что-то нет, но главная цель достигнута - мы познакомились с Саянами. Теперь я сижу дома, мысли пришли в порядок, можно взяться и за рассказ о путешествии. Дневник отразит поход, каким увидел его я. Надеюсь, мои спутники не обидятся на это. И так, начнём всё по порядку.

1 день
Утро выдалось свежим и приятным. Наша палатка стояла на широком травянистом берегу Кана всего в сотне метрах от домов деревни Орье, куда мы приехали накануне в полной темноте. Вчера Саяны нас встретили непогодой, палатку устанавливали под дождем. Хорошо еще, что водитель, подвозивший нас, позволил разобрать рюкзаки прямо в автобусе и подождал пока мы устроимся на ночлег.
Денис встал рано в надежде наловить рыбу. Но неаккуратное обращение с блесной привело к тому, что большой крючок глубоко проткнул ему руку. Вот и первое происшествие, надеюсь, что в тайге травм больше не будет.
Собрали шмотки и двинулись в путь, отмеряя первые километры похода. Идем по хорошей грунтовой дороге. Не знал, что здесь может пройти машина, а то можно было бы подъехать еще километров 20. Впереди встают горы, поросшие тайгой, позади остается цивилизация. В первый день идти всегда трудно, тяжелый рюкзак, жарко, много пьем. Ничего скоро все придет в норму, да и продуктов за плечами становится меньше с каждым днем на 600 грамм.
На счастье к обеду нас догнал небольшой грузовичок, забитый мужиками, отправившимся в лес за ягодой. Для нас тоже нашлось место в сем автомобиле, так что едем! Наши попутчики находились в разной степени алкогольного опьянения, причем наименее трезвые находились за рулем и постоянно требовали "пять капель" (похоже под каплей подразумевалось 20 гр. водки). Чтобы предупредить это явление, единственный небухой мужик, когда машина начинала тормозить, стучал по кабине и кричал: "Вперед!" Когда же его терпение закончилось, он силой вытащил из кабины пьяных водителей и сам сел за руль. Так мы проехали километров 7, после чего ягодникам надо было поворачивать с сторону.
Встретили детскую тургруппу из Красноярска, которая заканчивали поход (кстати это оказалась единственная группа, которую мы встретили в Саянах за месяц). Я воспользовался возможностью проконсультироваться у их руководителя по поводу маршрута и посмотреть очень хорошие карты (километровки!). Постарался выменять эти карты на что-нибудь, но руководитель не согласился, да и мне было неловко настаивать.
После обеда дошли до речки Кулижи, когда поняли, что пропустили поворот на нужную тропу. И тропа, и дорога на карте обозначены совершенно одинаково, поэтому наша ошибка вполне понятна. Мы с Деном сходили в разведку и вымокли

2 день
Переходили Кулижу. Река в устье разделяется на рукава, причем русла как такового нет. Представьте тайгу с буреломом, по которой течет вода - это Кулижа. Только вчера шли по дороге и вот первые трудности, да еще какие. Пока все стараются не намочить ботинки, странные люди. Тропу не найти (а есть ли она?). Вышли на берег Кана и увидели моторку, идущую вверх по течению. Застопили. Оказалось впереди путь нам преграждает шум (скала). "По берегу не пройти",- сказали мужики и тут же предложили перевести нас на лодке дальше шума. В два захода мы и рюкзаки были переправлены вперед. Классно.
Река мощным потоком несется вниз, прибрежные скалы, сопки, тайга. Это значит, что я наконец-то в Саянах. Красота, то ли еще будет когда начнутся горы. Но... от мошки и комаров не спасают даже накомарники. Усиленно поливаемся репелентом. Шутка дня:
- Дай "Тайгу",- просит кто-нибудь антикомарин.
- Пожалуйста,- отвечает другой, обводя рукой кругом.
Вышли на реку Пезо и прошли вверх 4-5 км до обозначенного на карте брода. Мы с Денисом взялись за плечи и сунулись в воду. Но не отошли и 5 метров от берега, как уже чуть не поплыли, а ведь это еще далеко не быстрина. Я озадачен. Но оставляем проблему на завтра.

3 день
Нашли "брод" метрах в 400 выше ночевки. Здесь река несколько разливается, и течение большую часть русла не сильное. Переходим реку все вместе, взявшись за руки. Отвоевываем метр за метром. Когда кто-то делает шаг все остальные стоят, удерживая его. Вода иногда доходит до груди. Временами некоторых чуть не отрывало от цепочки. Вода ледяная, очень холодно, скорее бы берег.
Выбрались, согрелись чайком. Появилась неплохая тропа, на которой встретились две таежных избушки. Под конец дня начали набор высоты, чтобы выйти на хребет Пезинское белогорье высотой 1600-1800. На хребте почти нет леса, поэтому мы облегчим и сократим дорогу по сравнению с путем по Кану. Кругом нет воды. Сначала нас это не очень беспокоило, поскольку ручейков в тайге обычно много, но здесь почему-то жуткая сушь. Идем все дальше и дальше, прислушиваясь, не журчит ли вода.
...В моей походной практике впервые встали на ночлег без воды, а это значит без ужина и без завтрака. Перекусили и легли спать.

4 день
Кошмар. Охота пить. Всю ночь снилась вода: река Пезо и я по пояс в воде. Утром обнаружили двух клещей у Вани и Дениса, вытащили. Теперь будем осторожнее.
Поднялись на хребет. Желание услышать заветное журчание порождает галлюцинации. Идти стало очень тяжело, на остановках пытаемся есть чернику, а ее, как назло, мало. Где-то к 2 часам дня терпение кончилось - решили спускаться в распадок к речке, черт с этим набором высоты, когда нет сил. Идем по 5 минут, отдыхаем по 10. Нашли воду! Пили долго и жадно. Еще бы 20 часов без питья, а ведь еще надо ползти вверх под рюкзаком. С этих пор еще долго я не мог уговорить ребят не носить с собой воду в бутылках.
Обед чудесным образом вернул силы, и мы стали выходить обратно на хребет. Но вдруг видим, начинается сильный спуск, а впереди красивейшая панорама. Горы с крутыми лесистыми склонами глубоко рассечены долиной реки. Одна мысль, что нам весь поход придется преодолевать такой сложный рельеф, да еще по непролазной тайге, заставляет усомниться в успехе. Кроме того открывшийся вид дал понять, что я "занулился" с ориентированием (люди не ходите по пятикилометровкам!). Анализирую ошибку... другого пути, кроме как назад, нет. Неловко перед ребятами. Вернулись к месту обеда и встали на ночь.
С тревогой замечаю, что каждый вечер перед нами стола какая-то проблема: то ориентирование, то брод, то вода. Когда же я буду засыпать спокойно?

5 день
Вот здорово, у нас занулевка, а вокруг все в тумане. Целиком полагаюсь на компас и свой опыт. Ко мне все придираются, особенно Денис, мол он насчитал, что мы пошли наматывать в тумане третий круг вокруг одного места. Я ему показал компас, и он, кажется, успокоился, благо скоро появилась тропка, значит путь верный. Настроение поднялось, но не надолго. Закончилась зона леса, а вместе с тем и тропа.
Стали обедать на камнях, сложив камин. Моросит дождик, все окутано туманом. Мужики сняли обувь и греют ноги, даже дежурный, поэтому с обедом и костром пришлось суетиться почему-то мне.
После еды вышли на заболоченное плато. Ориентиров нет никаких. Стараюсь не ошибиться и не уйти на отрог хребта. В этот момент появились разрывы в тумане, и ситуация прояснилась. Вечером погода исправилась окончательно, и мы смогли наблюдать окрестные горы, которые становятся с каждым днем все выше и уже белеют снежниками. Поставили палатку на склоне, выше леса. Виды потрясающие, особенно закат.

6 день
Решили во что бы то ни стало дойти сегодня до Сухого Лога, а то последние дни мы проходили очень мало, если и дальше так пойдет, то маршрут сорвется. Благо погода потворствует нашим замыслам, а местность отлично "ложится" на карту. Через один переход поймали тропу, совсем хорошо. Сегодня Саныч похоже заинтересовался, куда это мы вообще идем, и стал просить показывать ему карту. На привалах он задумчиво сидит с ней и с компасом. Просекает.
В верховьях одного из многих ручьев обнаружили довольно массивный снежник. И это уже на высоте 1700. Фотографировали, играли в снежки. Может быть Дена, вернувшегося с Кавказа и не удивляет снег в начале августа, но мы все равно впечатлены. В этот день еще запомнилась наша первая встречи с медведем. На это раз все обошлось спокойно, медведь испугался нас раньше, чем мы его. Его заметил Саныч метрах в 150, когда он уже убегал от нас вниз по склону. Я тоже успел рассмотреть здоровую черную тушу, пока мишка еще не скрылся за деревьями. Меня удивило с какой легкостью этот мощный зверь бежал по камням.
Новый день подарил новые виды. Впереди уже встают скалистые горы, леса на них уже нет, вместо этого на склонах лежат снежники и ледники. А где-то за ними угадывается главный водораздел Восточного Саяна. Нам туда. А пока мы закончили траверс Пезинского белогорья и спустились в Сухой Лог. Руководитель красноярской группы говорил, что в долине есть довольно большой дом, где они четыре дня пережидали непогоду. Мы дом не нашли, да и не очень-то искали, а встали на каменной насыпи. Здесь похоже когда-то мыли золото, об говорила еще и найденная разбитая тачка. Обычный вечер, если не считать дополнительного блюда на ужин - маслята с картофельным пюре. Наслаждались грибочками и пели песни под гитару.

7 день
Как Ваня не старался перед походом подогнать по ноге ботинки, они все равно ему сильно натерли ноги. Удивительно, что в прошлом уральском походе Ваня сбил ноги в этой же обуви, но на пятке, теперь же травмировались пальцы левой ноги. Последние дни перед выходом он зализывает, замазывает, заклеивает свои раны и с большим трудом одевает ботинок. И чем дальше, тем сильнее с каждым днем сбивались ноги. Сегодня Ваня решил идти в кроссовках, посмотрим сколько времени они проживут.
Сегодня из Сухого Лога выходили на Кан. Надо было пройти 7 километров по открытому болоту, которое к тому же покрыто стланником и мелким кустарником. Этот отрезок отнял много сил, так что ежедневная порция карамелек не смогла вернуть бодрость. По пути же мы встретили солончаки, напротив которых в лесу находилась хорошо замаскированная среди деревьев охотничья будка. Она располагалась в 5 метрах над землей и была весьма небольшой. В нее вела шаткая лестница, внутри же располагалось лишь здоровое седенье, а через бойницы можно было вести наблюдение за зверями, приходящими на солончаки.
Перед Каном сбросили по высоте метров 400, спускаясь по тропе по очень крутому склону. Остановившись, чтобы пообедать, на берегу уже совсем неширокого Кана, мы сразу же с удовольствием окунулись в холодной реке. Это придало приятную свежесть. Здесь Кан зажат горами, которые понимаются со всех сторон над рекой на почти на 500 метров. Отдыхаю, с наслаждением гляжу по сторонам. Несколько раз пролетел вертак, интересно какой вид открывается пилотам.
Пошли дальше по крутым берегам, которые то и дело скалами обрываются в воду. Приходится ползать по кручам, цепляясь за колючую растительность. Народ еще карабкается по берегу, мне же это надоело, и я нехотя слезаю в реку и обхожу прижимы по воде, вскоре моему примеру последовали и остальные. В устье Кальты заметили палатку. В ней никого не было, но пройдя дальше, мы встретили двух рыбаков. Оказалось это их сюда забрасывал вертолет.
Ден опять недоволен мной из-за того, что я, по его мнению, прошел мимо хорошего места для лагеря. И действительно, потом пришлось поискать место для палатки.

8 день
Я дежурю. Пока все спят готовлю завтрак и наблюдаю пробуждающуюся природу. Денек обещает быть хорошим. Сегодня запомнилась отвесная скала на противоположном берегу Кана высотой метров 100-150, берег как ножом срезали. К сожалению фотографировать ее оказалось не просто, против солнца.
Скоро долина расширилась, тайга отступила, и вот совсем близко показались настоящие горы. Крутые кары, забитые снегом, остроконечные вершины. Да, рельеф здесь посложнее, нежели я себе представлял до похода. Теперь проблем с ориентированием быть не должно. Все видно, да к тому же завтра выходим на более крупную карту.
Погода пока сильно не подводила, но сегодня целый день с тревогой наблюдаем, как по небу носятся темные тучи, грозя пролиться дождем. Ясное небо остается позади, а над хребтом все заволокло. Туда идти не хочется, а надо.
Потеряли одну секцию каркаса палатки. Не повезло тамбуру, теперь он покосился, так как после переделки пришлось использовать стойку тамбура вместо потерянной секции.

9 день
Ночью сильный дождь с грозой. Проснулся от шума. Порой стук капель по тенту палатки сливался в сплошной гул. Слышны близкие раскаты грома. Молнии вспыхивают часто, и их видно даже с закрытыми глазами внутри палатки. Наша палатка стоит на открытом месте рядом с одинокой группой высоких деревьев. Меня тревожит мысль: "А если ударит..." Не сплю, после каждой вспышки считаю секунды. Когда не успеваю досчитать до 3, становится не по себе.
...С утра облачно, но дождя нет. Правда от этого не легче, так как предстоит идти по мокрой тайге, вымокнешь не меньше чем под дождем. Идем стараясь не упустить обрывки звериных троп. Высказываю мысль, что какой бы хорошей изначально не была бы тропа, рано или поздно она потеряется. К сожалению, до конца похода так и не встретилось исключений из этого правила.
Наткнулись на избушку, в которой минут 15 пережидали дождик, все-таки под настоящим дождем мы еще не ходили. В последствии на подобные осадки мы обратили бы мало внимания. В домике стол был застелен газетой, и я с интересом принялся изучать программу телепередач: "Сельский час", "Прожектор перестройки", "Музыкальный киоск" и т.д. А вот статья о том, что решил такой-то пленум партии. Кажется, что жизнь остановилась здесь. Да и вся московско-газетная суета кажется в саянской тайге какой-то мелкой и неинтересной.
Удачно избегая дождика, вышли на перевал через главный водораздел. Он оказался низким и пологим, даже не солидно как-то. Зато наверху раскинулись зеркальные озера. Все согласились, что сравнение пейзажа со швейцарским наиболее уместно, но это Сибирь, и восхищаться местными красотами некому из-за отсутствия людей, и поэтому Саяны несправедливо не прославлены.
Стали спускаться на юг. Из озер водопадами вытекают речки, сильно прорезая долину. Начался дождь, который незаметно превратился в ливень. Тропы нет, идем по трудным теснинам ручья, то прыгаем его по камням, то ломимся по кустарнику и тайге. Вода сверху, вода снизу, плюс никаких признаков тропы или места для ночевки. Не хочется заканчивать день вот так, все это понимают и идут дальше. Через полчаса нашли тропу и скоро остановились. Не смотря ни на что, я рад, с тропой завтра дело пойдет хорошо... Как я ошибался.

10 день
Ночью дождь, утром дождь, днем дождь, вечером дождь. Никуда не идем, хотя мы и так в цейтноте. Пару дней назад надо было быть под Кинзелюкским водопадом, а до него еще 35 километров. Готовим на примусе, бренчим на гитаре, а большую часть времени спим. Этот день почти стерся из памяти, поэтому перехожу к описанию следующего.

11 день
Утренние сборы затянулись. Почти все вещи сильно промокли, и чтобы одеться, их надо если не высушить, то хотя бы нагреть у костра. Волевым усилием облачаюсь в сырые рубаху и брюки. Одевать же мокрые носки и ботинки стало за последние дни настолько привычно, что на это уже не обращаю внимания. Запихиваю палатку на дно рюкзака. Сверху кидаю продукты, спальник, шмотки. Я готов к выходу.
Думал, придется идти впереди, как это часто бывает, мне же это сейчас очень не хочется. Но Саныч сам рванул первым, а я плетусь сзади. Идущий впереди собирает на себя всю воду с ветвей и травы и промокает от головы до пят в считанные минуты после выхода, другим же, чтобы промокнуть требуется около получаса. Тропа, которой мы радовались позавчера вечером скоро растворилась в тайге, начался сильный бурелом. Пытаемся искать тропу. Для этого немного расходимся метров на 100, кто выше по склону, кто ниже. При этом ведется обмен фразами, ставшими к концу похода ритуальными: "Как там у тебя?", "Тропа?", "Да", "Нет", "Чего?" или долгожданное: "Тропа!!!". Часто из шума реки другой человек слышен плохо, и мы со временем привыкли различать эти фразы по обрывкам звуков. "..О..а",- значит тропа, "..е..", - значит нет.
Местность сложная, идем медленно. Единственную радость доставляет большое количество красной смородины. Ягод такого размера я не видел даже на садовых участках. Да, конечно же обед - это еще одна ежедневная радость. Но на этот раз кушать пришлось в на редкость неудобном месте при отсутствие хороших дров. Мы расположились на самом берегу бурной речки прямо на камнях.
Я сегодня чуть не лишился рюкзака. Остановился посмотреть карту, поставил рюкзак на камни. Хорошо во время заметил как он упал да прямо в воду и уже поплыл по бурным водам. В пару прыжков мне удалось нагнать рюкзак и подхватить его, через несколько секунд он бы попал в быстрину, и прощай палатка и все остальное.
В поисках тропы потерял ребят. У очередного прижима перешел на другой берег, посмотреть, можно ли там пройти. Река грохочет, слов не слышно и в 10 метрах, объяснялись с Деном жестами и, как позже выяснилось, не поняли друг друга... Минут 15 не могли собраться вместе.
"Уперлись" и дошли до Кинзелюка (а ведь всего 10 километров за день), поэтому ставили лагерь затемно.

12 день
Уж и не помню, шел дождь с утра или нет, но было мокро и холодно. На Кинзелюке я очень надеялся на тропу, потому что мы заходим в более менее исхоженный туристами район (правда ходили здесь путешественники лет 20 назад). Но ближайшие два дня мы не видели даже намека на человеческую тропу, на Кинзелюке наша скорость оказалась самой низкой за все время. Опять я пытался искать тропу на другом берегу, и, переходя в брод, сильно испугался, когда меня сбило с ног и немного протащило но камням. Пока купался сильно замерз, а спирта нет, согрелся быстрой ходьбой.
Кинзелюк мощная река. В отличие от Кана, он течет не по каменистому дну, а несется по монолитному желобу зелено-белой струей, пенящейся на сливах. Пожалуй среди этих прижимов замесит даже самого крутого каякера. Кругом море черники. Хватаем ягоды на ходу. Продвижение затруднено, этим очередным препятствием. Не выдерживаем, бросаем рюкзаки и принимаемся за поедание невероятно крупной черники. Хоть мы и задержались, было полезно один раз объесться ягодами, чтобы потом не отвлекаться на них в дальнейшем.

13 день
Пью кофе "Nescafe" и вдыхаю свежий утренний воздух. Вспоминается реклама этого кофе с фразой: "Нового дня глоток". Но, по-моему, я испытываю сейчас гораздо более удовольствие, чем люди из телевизора, пьющие тот же кофе. Но "новый день" не обещает ничего хорошего в отношении тропы. Вчера продвинулись по прямой на 6 километров. Когда я подсчитываю пройденное расстояние, представляю себе 400-метровую дорожку стадиона, там 15 кругов совсем немного, а здесь тот же путь?
Третий день идем без строгого регламента переходов и привалов. Теперь, когда рюкзаки полегчали, а с неба льет дождик, приятнее идти, а не отдыхать. Идем по часу, два, три без остановки, начинали же поход с 30-минутных переходов. Остановились на обед около избушки, за ней стала временами попадаться тропа. Выходя на нее, стараемся резко прибавлять темп. Но, согласно установленной закономерности, тропка часто теряется, и нам опять приходится ломиться по кустарнику, высокотравью и бурелому. Чем сильнее накрапывает дождь, тем сильнее мы промокаем и замерзаем, а низкая облачность закрывает от нас все красоты. Дело идет к вечеру, терпение кончается: хочется поскорее согреться и обсохнуть. Невольно напрашивается мысль, не пора ли остановиться на ночлег. Традицией последних дней стал выбор места для костра под мощными кедрами, эти деревья лучше других защищают от дождя. Вот и сейчас мы присмотрели такое место. Ребята принялись за костер, а я как всегда занялся постановкой палатки... Наконец стою возле огня и с удовольствием впитываю тепло, щурясь от дыма. Начинается приготовление ужина. Можно поудобнее расположиться вокруг костра, ожидая еду. Это самое приятный момент.

14 день
Установка на день: дойти до обеда до Кинзелюкского водопада во что бы то ни стало... Дошли, но обед состоялся в седьмом часу вечера. Поставили палатку на берегу красивейшего озера, а в полукилометре от нас 400-метровой струей шумит водопад. Фантастика. Наверху, откуда срывается водопад находится другое ледниковое озеро, зажатое в цирке острыми пиками. Мы решили подняться до этого верхнего озера. Лезть вверх очень помогают кусты, растущие порой почти на отвесном склоне, так что подъем напоминает лазание по одному громадному дереву. Хватаешь за ветви, подтягиваешься, переступаешь ногами, берешься за следующий куст. Вблизи водопад оказался еще более величественным. Водяной поток устремляется вниз, разбиваясь множеством брызг.
Через час были уже наверху. Здесь царит вековой покой и тишина. Изрезанные хребты отражаются в глади озера. Величественно лежат ледники. Сажусь на камень и молча смотрю. Стараюсь впитать в себя эту благодать, расслабиться и отдохнуть душой. На горы спускаются сумерки, вершины красит закат.

::Другие материалы по теме::
    ПЕШЕХОДНЫЕ МАРШРУТЫ

ВОДНЫЕ МАРШРУТЫ

ЗИМНИЕ  ПУТЕШЕСТВИЯ

СМЕШАННЫЕ МАРШРУТЫ

Наше Предложение по заброске в Тофаларию:
авто и авиа доставка на территорию Тофаларии;
 - наём коней, контракт с проводником;
 - аренда средств спутнико- вой связи.

Средства выживания.

Telit SAT-550.
                     Радиотелефоны.
                          Радиостанции.

Рюкзаки и палатки.

Спутниковые телефоны *  Радиотелефоны * Радиостанции
   © 2005 г.                                                                                Главная *  Тофалария *  Тофы о Родине  Про связь  * Фотоцентр *  Контакт
Tofalaria.Ru * Жизнь полна приключений
                      При копировании и использовании материалов с данной страницы просьба указывать источник получения информации, вэб-сайт http://www.tofalaria.ru